Ссылки для упрощенного доступа

Массового отравления не избежать?


Терек, протекая по территории сразу нескольких кавказских регионов, впадает в Каспий с тоннами абсолютно необработанных биологически сточных вод
Терек, протекая по территории сразу нескольких кавказских регионов, впадает в Каспий с тоннами абсолютно необработанных биологически сточных вод

В Северной Осетии загрязнение Терека сточными канализационными водами приобретает все большие масштабы.

Осетинские экологи бьют тревогу: в любой момент может произойти загрязнение грунтовых вод и, соответственно, питьевой воды, что приведет к массовому отравлению. Чиновники разводят руками: миллиардов рублей на ремонт и строительство очистных сооружений у республики нет и, скорее всего, не будет.

Впрочем, массовое отравление питьевой водой в Северной Осетии уже было. Полтора года назад в больницы Алагира попали несколько сотен человек, выпивших воду из-под крана, ведь покупать бутилированную воду в Осетии не принято: все знают, что вода в республике не только чистая, но и вкусная.

Возглавлявший тогда республику Тамерлан Агузаров сразу же занялся проблемой воды. Была собрана межведомственная комиссия, которая провела экспертизы во всех районах и пришла к неутешительным выводам.

В некоторых населенных пунктах износ сетей как водоснабжения, так и канализационных составляет более 90 процентов. Не разработаны даже проекты зон санитарной охраны источников, нет санитарно-эпидемиологических заключений на их использование. Лаборатории, проводящие контроль качества питьевой воды, не имеют аккредитации. Наземные павильоны целого ряда скважин находятся в аварийном состоянии. Сами же скважины не обеспечены охраной.

Практически во всей республике не происходит биологическая очистка сбрасываемых отходов. Механическая же способна лишь уловить крупный мусор. В результате гидрохимический состав реки Терек в 500 метрах выше от точки сброса отходов характеризуется 2 классом загрязненности – "чистая", а в 500 метрах ниже – очень грязная.

Также хвостохранилище Мизурской обогатительной фабрики расположено на непосредственном пути потоков воды, которое, протекая по шлаку, впадает в реку, "обогатившись" тяжелыми металлами.

И все это происходит рядом с рекреационными зонами, в то время, пока в республике пытаются массово развивать туризм.

"Из-за износа канализационных сетей прорыв может произойти в любое время, - уверен исполнительный директор Общественной экологической приемной, член Общественной палаты Северной Осетии Павел Гукасян. – Тогда вся грязь попадет в почву. Это очень опасно, потому что раньше трассы водоснабжения и канализации строили рядом, а значит, канализация смешается с питьевой водой".

Эксперт считает, что риск повышается с каждым годом, так как новые участки сетей приходят в негодность постоянно. Он отмечает, что из-за того, что в Осетии отсутствует постоянная предварительная подготовка питьевой воды, массового отравления не избежать.

"Не сегодня так завтра мы потеряем питьевую воду, - говорит Гукасян. – При таком подходе следующие поколения вполне реально могут столкнуться с нехваткой пресной воды в Осетии".

В последние годы строительно-ремонтные работы на очистных сооружениях проводились только в одном населенном пункте республики – Беслане. Однако несмотря ни на что, они в итоге так и не запустились: по официальной версии не хватило 2, 5 миллионов рублей на пуско-наладочные работы. В таком замороженном виде они остаются уже на протяжении десяти лет.

Доклад межведомственной комиссии был заслушан на заседании Парламента полтора года назад. Однако с тех пор не изменилось ничего. И речь идет даже не о строительстве новых очистных сооружений, сотен миллионов для которого ждать придется еще очень долго, а о мелочах вроде ограждений вокруг водозаборов.

И если даже угроза заражения питьевой воды не вызывает особых опасений у ответственных чиновников, то что уж говорить о загрязнении Терека, который, протекая по территории сразу нескольких кавказских регионов, впадает в Каспий с тоннами абсолютно необработанных биологически сточных вод.

XS
SM
MD
LG