Ссылки для упрощенного доступа

Делимханов или Алаудинов? Разница в подходах силовиков и чиновников к преемнику Кадырова


Апти Алаудинов и Адам Делимханов
Апти Алаудинов и Адам Делимханов

Сотрудники администрации президента и силовой блок федерального правительства могут расходиться во мнениях относительно будущего главы Чечни. Среди двух главных кандидатов называются командир спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов и депутат Госдумы Адам Делимханов. Несмотря на некоторые схожести с друг с другом – оба носят генеральские погоны – их биографии и отношения с действующим главой Чечни различаются. Что выбор в пользу каждого из кандидатов говорит о планах Кремля на Чечню, вместе с экспертами разбирается сайт Кавказ.Реалии.

В администрации президента будущим главой Чечни видят командира спецназа "Ахмат" Апти Алаудинова, сообщило издание "Важные истории" со ссылкой на свидетельства действующего сотрудника ФСБ – и еще одного бывшего сотрудника спецслужб на Северном Кавказе. Против Алаудинова, по данным журналистов, выступают представители ФСБ: они предлагают на роль преемника главы Чечни действующего депутата Госдумы от республики Адама Делимханова. Сам Кадыров якобы хочет передать должность 17-летнему сыну Адаму.

Кандидатуры Алаудинова и Делимханова на пост следующего главы Чечни в публичном поле всплывают всякий раз на фоне слухов об ухудшении здоровья Кадырова. В последний раз – после июльского инцидента в турецком Бодруме, где, по сообщениям местных изданий, руководитель республики едва не утонул во время отдыха в пятизвездочном отеле.

В сентябре источники "Новой газеты Европа" в ФСБ сообщили о неоднократном нарушении Кадыровым предписаний врачей в Москве и попыток самолечения, которое уже несколько раз доводило его до кризисных ситуаций. Хотя Кадыров раз за разом публично стремится опровергнуть сообщения о своей болезни видео с различными видами физической нагрузки, в последнее время в обращениях главы Чечни все чаще всплывают нехарактерные для него посылы.

Год назад, после нескольких длительных отпусков, он признался, что каждые три месяца проходит "капремонт" здоровья и "большой ремонт" – каждые полгода, а в мае сопроводил периодически повторяемую им просьбу об отставке философскими рассуждениями, в которых назвал смерть "путем каждого человека". Правда, на последовавшей за этим встречей с президентом Владимиром Путиным Кадыров вернулся к привычной риторике о том, что "сообщения о [его] смерти сильно преувеличены".

Ближайший соратник против опального командира

Имя командира спецназа "Ахмат" и замначальника военно-политического управления Минобороны Апти Алаудинова в последние месяцы всплывает в публичном поле куда чаще даже главы республики. Пока последний появляется под камерами лишь для инспекции очередной стройки или открытия нового района имени Путина в Грозном, генерал Алаудинов методично расширяет зону своей ответственности, которая уже давно не ограничивается вверенным ему подразделением.

Алаудинов в какой-то мере свой для Кремля, хотя в Чечне у него нет серьезного влияния

Он рассуждает о единстве народов России, в открытую критикует националистов, спорит с сочинским священником о христианстве и исламе, пытается создать параллельные "Русской общине" структуры и добивается привлечения к административной ответственности критикующих его Z-блогеров.

На этом фоне депутат Госдумы, который считается управляющим делами главы Чечни в Москве, выглядит куда скромнее – публично он почти не выступает, а в конфликты попадает куда реже. Да и решать их, как показывает случай с похищением критиковавшего чеченцев блогера Арега Щепихина, предпочитает непублично.

Делимханов – выходец из того же тейпа (рода. – Прим. ред.) Беной, что и действующий глава Чечни. Во второй половине 1990-х годов он работал водителем полевого командира Салмана Радуева: бригадного генерала, а затем и командующего северо-восточным фронтом армии ЧРИ. Алаудинов родился в Ставропольском крае, там же окончил школу, а уже во время первой войны в Чечне вся его семья была на стороне федеральных войск: в боях против сил ЧРИ погибли его отец и брат.

После окончания второй войны пути Делимханова и Алаудинова пересеклись – они оба заняли руководящие посты в структурах МВД республики сперва при Ахмате, а затем при Рамзане Кадырове.

Делимханов в 2003 году возглавил полк Управления вневедомственной охраны при МВД Чечни по охране объектов нефтегазового комплекса, также известный как "нефтеполк". Он использовался в операциях против вооруженных отрядов сепаратистов, и с него, наравне со вторым полком патрульно-постовой службы милиции, началась интеграция лично преданных Кадыровым сотрудников Службы безопасности в структуры МВД, отмечается в докладе "Мемориала".

Позже эти подразделения станут теми самыми отрядами "чеченского спецназа" Росгвардии – а принцип личной лояльности Кадырову сохранят нетронутыми. Именно выходца из "нефтеполка" Делимханова уже в 2009 году глава Чечни называл своим потенциальным преемником и "самым близким другом".

Делимханов – "на Колчаковских фронтах раненый", его кандидатура больше укладывается в логику "ставки на героев СВО"

Алаудинов же к спецподразделениям никакого отношения не имел. Он работал в "традиционных" структурах полиции, существующих во всех регионах страны: сперва в управлении собственной безопасности, затем в управлении по борьбе с организованной преступностью, позже – криминальной полиции. Хотя, как и Делимханов, неоднократно был уличен в причастности к репрессиям, пыткам и расправам.

Моментом перелома в отношениях Кадырова и Алаудинова стал 2019 год. Тогда к главе Чечни попала прослушка телефона недавно уволенного из-за коррупции мэра города Аргун Ибрагима Темирбаева, где он в беседах с региональными чиновниками и силовиками нелицеприятно высказывался о главе республики, писала "Новая Газета". Всех собеседников объединяло то, что в годы войны они выступали на стороне федеральных войск, а в 2006 году принимали участие во встрече с президентом Чечни Алу Алхановым в Нальчике, где обсуждался так и не осуществившийся заговор против Рамзана Кадырова.

Апти Алаудинов был среди собеседников Темирбаева – формально он продержался на посту до 2021 года до соответствующего указа Путина об освобождении его с должности начальника полиции Чечни, однако, по данным "Новой", с августа 2019 года он больше не появлялся на своем рабочем кабинете и сохранял за собой лишь зарплату и спецставку к выслуге. После официального сложения полномочий он переехал в Москву, а с началом войны против Украины переизобрел свой образ: из полицейского став военным командиром.

Сильны снаружи – слабы внутри?

Причина, по которой Апти Алаудинова в администрации президента могут видеть следующим главой Чечни, связана с его личным образом как "искреннего друга Русского мира", считает заместитель Представителя ЧРИ в Польше Ислам Белокиев.

"С ним можно посидеть и душевно поговорить. А значит, он в какой-то мере свой. Хотя в Чеченской республике у него нет серьёзного влияния. Отсюда вывод только один: Кириенко руководствуется скорее личной симпатией к Алаудинову, нежели холодным расчетом", – считает он.

К Делимханову подобные симпатии вряд ли испытывает кто-либо из федеральных чиновников в силу того, что он "связан исключительно с криминалом и преступным миром", продолжает собеседник. В этом смысле ставка на него может делаться лишь из прагматичности и скорее вышестоящими чинами ФСБ в Москве, поскольку весь авторитет Делимханова также сосредоточен за пределами Чечни, а не внутри нее, объясняет он.

Несколько иного мнения на этот счет придерживается политолог, преподаватель социологического факультета Карлова университета в Праге Дмитрий Дубровский. Делимханов – из клана Кадыровых, и в этом смысле он является частью наследия Ахмата и Рамзана, что не сильно выгодно с точки зрения Кремля, но внутри Чечни может иметь более широкую поддержку, нежели Алаудинов, объясняет он. Последний же действительно сильнее "снаружи", поскольку больше зависит от Кремля и "опирается на карьеру и военную мощь", соглашается Дубровский.

"Если Делимханов такой "на Колчаковских фронтах раненый", то его кандидатура больше укладывается в логику "ставки на героев СВО", в то время как Алаудинов такой, условно, "публичный", и в этом смысле он больше похож на политика, а не на боевика, и, конечно, должен больше нравится АП", – рассуждает собеседник.

Оба спикера при этом считают, что ни Алаудинов, ни Делимханов – не самый вероятный наследник, но кардинально расходятся в том, кто же им является.

"Я-то как раз думаю, что обе кандидатуры плохи тем, что их не одобрит сам Кадыров, потому что он явно готовит младшего [сына Адама] себе на смену", – отмечает Дубровский.

При решении о следующем главе республики Путин будет опираться на мнение работающих непосредственно в Чечне сотрудников ФСБ, а не Кадырова, считает Белокиев. И в этой логике единственный потенциальный преемник – это действующий глава правительства Магомед Даудов, продолжает он.

"Если можно себе представить "спрута", щупальца которого держат контроль над всем в Чечне, то это однозначно он. Ни Алаудинов, ни Делимханов не годятся ему даже в подметки в плане влияния внутри региона. Кадыров по сути ничего не делает, всем занимается Даудов. И тот факт, что именно он постоянно замещает Кадырова на всевозможных встречах и начинает проводить встречи даже на федеральном уровне, говорит о том, что Путин рассматривает его кандидатуру как наиболее подходящую", – заключает собеседник.

  • Командир спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов уже в который раз оказался в центре медийного скандала, снова поссорившись с провоенными блогерами. Однако теперь претензии ему высказывают не отдельные "военкоры", а близкие к Кремлю пропагандисты. Какие вопросы накопились к генералу из Чечни в его же лагере "зетников" и что на самом деле может стоять за всеми этими скандалами – в материале сайта Кавказ.Реалии.
  • О том, что в администрации президента России окончательно определились с Апти Алаудиновым в роли преемника Рамзана Кадырова на фоне продолжающегося ухудшения состояния его здоровья, "Новая газета Европа" сообщила еще в апреле прошлого года. Тогда его назначили заместителем начальника главного управления по военно-политической работе Минобороны России.
  • Делимханов – четвероюродный брат и многолетний соратник главы Чечни. Многие годы его связывают с преследованием критиков Кадырова. Имя Делимханова, например, фигурирует среди тех, с кем созванивались уроженцы Чечни, осужденные по обвинению в убийстве российского оппозиционного политика Бориса Немцова в 2015 году.
XS
SM
MD
LG