Командир спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов уже в который раз оказался в центре медийного скандала, снова поссорившись с провоенными блогерами. Однако теперь претензии ему высказывают не отдельные "военкоры", а близкие к Кремлю пропагандисты. Какие вопросы накопились к генералу из Чечни в его же лагере "зетников" и что на самом деле может стоять за всеми этими скандалами – в материале сайта Кавказ.Реалии.
В начале ноября сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом задержали автора Z-канала "Охранота V ватнике" Оксану Кобелеву. Официально причина неизвестна, но, по данным провоенного блогера Владимира Романова, Кобелеву обвинили по административной статье о "дискредитации" армии России, которую она всячески поддерживает в своем блоге. Романов ссылается на картотеку суда от 6 ноября, однако на момент публикации текста этого дела там найти не удалось.
За несколько дней до задержания Кобелева опубликовала в своем телеграм-канале пост с вопросами к заместителю начальника главного военно-политического управления ВС РФ и по совместительству командиру спецназа "Ахмат" Апти Алаудинову. Вопросы эти касались интервью, которое приближенный главы Чечни Рамзана Кадырова дал около года назад, – в нем он допустил, что комиссия Минобороны по поводу гибели российских военных с позывными "Эрнест" и "Гудвин" могла быть необъективна.
В 2024 году Дмитрий "Эрнест" Лысаковский и Сергей "Гудвин" Грицай обвинили командира 87-го стрелкового полка Игоря Пузика в торговле наркотиками на войне против Украины. После этого их сняли с должностей операторов дронов, перевели в штурмовики и отправили на задание "в один конец". После гибели военных в Минобороны начали расследование, его возглавил глава Генштаба Валерий Герасимов. Ничего преступного в приказах командования комиссия не нашла, как и подтверждений наркоторговли в подразделении.
Соловьев работает по команде: иногда это бывает команда "Не трогать", иногда команда "Фас"
В своем посте Кобелева указала на противоречие позиции Алаудинова официальной версии Минобороны и намекнула, что слова чеченского командира можно рассматривать как подтверждение коррупции среди высших чинов. Но бурную реакцию в сообществе вызвала параллель, которую Кобелева провела между Алаудиновым и своей коллегой по цеху Светланой Монтян.
Она – бывший адвокат из Украины, против которой в стране заведено уголовное дело по четырем статьям, включая коллаборационизм. В 2021 году Монтян приехала в Россию и после начала полномасштабного вторжения стала вести сборы для армии РФ и жителей сепаратистских "ЛНР" и "ДНР", выступать на федеральных каналах и критиковать пропагандистов. Основной конфликт у нее случился с ведущим Владимиром Соловьевым – тот заявлял, что блогерка "крыла матом его президента" – Владимира Путина.
В октябре в телеграм-каналах распространилось видео 2015 года, на котором Монтян оскорбляет Путина и говорит, что на "референдуме о присоединении" Крыма к России никто не голосовал. После этого к Монтян пришли с обыском сотрудники ФСБ; Росфинмониторинг внес ее в список экстремистов и террористов, а сама блогерка находится под подпиской о невыезде. При этом, в чем именно ее подозревают, точно неизвестно. Основную заслугу в ее преследовании в среде пропагандистов приписывают телеграм-каналу все той же Кобелевой – с этим, ее, например, поздравлял Соловьев (в среде "Z-патриотов" паблик "Охранота V ватнике" приписывают его сетке каналов).
Впрочем, после обращения Кобелевой к Алаудинову известный телепропагандист "Охраноту" тут же осудил, а чеченского командира назвал "блестящим русским генералом" и "выдающимся религиозным мыслителем". Подчиненные руководителя "Ахмата" стали угрожать блогерке ответственностью, а сам Алаудинов – тем, что причастных к каналу "заставят поумнеть". После этого Кобелева обвинила в происходящем всю ту же Монтян, попросила прощения за "френдли файер", который "сыграл на руку врагу", и удалила свои посты об Алаудинове.
Скорее всего, выпад Кобелевой в адрес соратника Рамзана Кадырова был личной инициативной блогерки, которая "заигралась" в попытке выслужиться, считает ведущий программы Зомбоящик" на ютуб-канале "Популярная политика", бывший ведущий программы Fake News на "Дожде" Илья Шепелин. Он также называет Соловьева "крышей" "Охраноты".
"Этот телеграм-канал находился в сетке Соловьева: есть разные "зетники", они ищут себе разную "крышу", если они сами еще не встроены в какую-то приближенность к власти. Но так как не сам Соловьев устроил это покушение на честь Алаудинова, то он и не вступился – если бы он это поддерживал, мы бы увидели войну "сетка на сетку". Почему не вступился? А потому что сам Соловьев работает по команде: иногда это бывает команда "Не трогать", иногда команда "Фас". И если подчиненный Соловьева не разделяет линию партии, соответственно, за него можно и не вступаться", – говорит Шепелин.
При этом журналист напомнил, что телепропагандист уже ввязывался в прямые конфликты с Апти Алаудиновым – например, из-за Z-военкора Романа Алехина, который вступил в "Ахмат", а через три недели уволился с тремя медалями. Однако тот спор закончился быстро – Соловьев назвал Алаудинова своим другом, позвал его на эфир и уверил, что критиковал не военного и не руководство Чечни.
Мотивы
Практически в это же время Алаудинова раскритиковала главный редактор прокремлевского агентства "Регнум" и член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова. Ее возмущение вызвало видео со стихотворением, которое зачитывает на камеру школьница. В нем Алаудинов назван примером для всей страны. Заканчивается стих такими словами: "И как девиз звучит цитата – что бог един, Аллах велик".
Опасения члена СПЧ вызвали "исламские посылы" в ролике "предположительно русской девочки". Командира "Ахмат" Ахмедова охарактеризовала как "самого болтливого генерала", который "уже не может жить без внимания любого сорта".
В тот же день Алаудинов отреагировал на замечание, заявив, что "в стране сидят [некие] навальнисты". Ахмедову он назвал "представительницей дома терпимости", которая смеет "давать оценку боевому генералу".
Пару дней спустя уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев включился в конфликт. Он предостерег Ахмедову от "деструктивных высказываний" в адрес "защитников нашей Родины" и посоветовал ей извиниться перед Алаудиновым. В противном случае, намекнул он, ее слова могут быть истолкованы по статье о "дискредитации" армии.
Пропагандисты воспроизводят поведение властей, а у тех одна ценность – доступ к кормушке
Марина Ахмедова так и не извинилась – напротив, в последнем на эту тему посте она намекнула на "истеричную обидчивость" командира спецназа и прокомментировала угрозы Солтаева.
"Чуть что разные небольшие чиновники кричат о дискредитации армии. И, как правило, эти крики раздаются в ответ на здоровую критику. Но теперь любая критика попадает в дискредитацию. Так не создавайте ситуаций, после которых вас приходится критиковать", – заявила Ахмедова.
Напряженность в отношениях представителей одного провластного лагеря политолог Иван Преображенский объясняет дележкой бюджета, который выделяют на пропаганду первый замруководителя администрации президента России Алексей Громов и Минобороны. Немаловажную роль здесь, по мнению собеседника, играет и борьба за публичное влияние.
Однако существующее мнение, что ссоры среди "зетников" – признак ее глубокого кризиса, Преображенский считает слишком оптимистичным: "Это еще не та грызня, которая бы могла быть хорошим знаком".
С тем, что за публичными конфликтами в Z-среде стоят деньги, согласен и политолог Аббас Галлямов. В разгаре "битвы" пропагандистов не смущает даже прямое противоречие идеологии, которую насаждает Кремль. Например, о народном единстве, когда Апти Алаудинов стал предъявлять Кобелевой претензии из-за ее татарского отчества.
"Пропагандисты воспроизводят поведение властей, а у тех одна ценность – доступ к кормушке, из-за которой они постоянно грызутся. В кремлевской системе координат идеология – лишь пустые слова, призванные прикрыть реальные интересы. Соответственно и пропагандисты относятся к идеологии точно так же – как к чему-то ничего не стоящему", – считает Галлямов.
Мнение, не инициированное государством, это уже плохо в наши времена
Деньги действительно могут иметь важную роль в отношениях среди "Z-патриотов", говорит Илья Шепелин. В пример он привел того же Владимира Соловьева, который не скрывает намерений "чистить поляну" от блогеров, собирающих пожертвования для армии на собственные карты.
"Потому что должен остаться только один горец – фонд Владимира Рудольфовича Соловьева, ну и может быть еще что-то большое, утвержденное в самом Кремле. Остальные не должны существовать, потому что они забирают доходы у фонда с довольно сомнительной прозрачностью. Интересно, что фонд Соловьева рекламируется в эфире "Соловьев Live". То есть канал должен получать деньги от фонда, который получает донаты и деньги от государства, наверное. Вот это удобно: в какой-то момент общественные или государственные средства становятся деньгами фонда, а потом – деньгами рекламного контракта, которые идут Владимиру Соловьеву и его команде", – поясняет журналист.
Но основной причиной напряжения в отношениях пропагандистов Шепелин считает все же правила, по которым работает кремлевский режим. Людей, несогласных с войной и Путиным, в России стало меньше из-за репрессий и вынужденной эмиграции, остальные вынуждены молчать из-за угрозы преследований. Но силовикам по-прежнему нужно отчитываться о поимке новых врагов, поэтому теперь в их число попадают те, кто разделяет позицию власти, но не на 100%.
"Если либеральная, условно говоря, оппозиция находилась за сотни километров от точки зрения Кремля, то вот эти [Z-блогеры] – уже на расстоянии в километр. Владимир Соловьев имеет удаленность от Кремля в полметра, поэтому уже Роман Алехин или какие-то "зетники", у которых язык еще шевелится иной раз, становятся врагами. От них защищают площадку, потому что мнение, не инициированное государством, это уже плохо в наши времена. Никого вокруг не осталось практически, остается съедать этих", – объясняет Шепелин.
Преследования будут продолжаться, считает журналист, а последствия "классовой борьбы среди зетников" только ухудшаться: от "срачей" в интернете до признания "иноагентом" или экстремистом и тюрьмы.
- Алаудинов назвал священника из Сочи "дебилом в рясе" и вызвал гнев православных активистов. Это далеко не первый публичный конфликт высокопоставленного кадыровца: с начала войны против Украины он уже ссорился с ультраправыми, "Z-патриотами", жителями Курской области, российскими пропагандистами и своими земляками.
- Командир спецназа "Ахмат" и боец ММА Максим Дивнич оказались в центре конфликта, разгоревшегося после драки у бассейна в оккупированном Луганске. Инцидент перерос в обвинения в разжигании межнациональной розни и требования публичных извинений, обострив противостояние между прокремлевскими националистами и представителями чеченских подразделений России.
- В сентябре 2024 года у клуба в Анапе были избиты два аниматора. На следующий день в Кабардино-Балкарии задержали двоих подозреваемых, один из которых – "волонтер" Зелимхан Заурбеков, ранее награжденный Алаудиновым. Чеченский генерал тогда озвучил свою версию случившегося, обвинил следственные органы РФ в предвзятом отношении и сказал, что уголовное дело было возбуждено "по требованию сверху" и "вопреки здравому смыслу".