В чем разница в нартском (или нартовском) эпосе между черкесами и осетинами? Повлияли ли на него ислам и христианство? Эти и другие вопросы обсуждают ведущий подкаста "Хроника Кавказа" Майрбек Вачагаев и доктор исторических наук Константин Рахно.
– Что такое нартский эпос?
– Это мифологические сказания о подвигах и приключениях героев-нартов. Нарты в понимании сказителей предшествовали обычным людям. Они своеобразные полубоги – как по происхождению, так и по своим функциям. Они основывали, создавали и утверждали многочисленные обычаи, правила поведения в мире. В этом отношении нарты близки к богам скандинавских мифов и ирландских преданий.
Нартский эпос состоит из нескольких циклов. Во всех его версиях – одни и те же персонажи, наиболее полно представленные у осетин. Это праотцы нартов – братья-близнецы Ахсар и Ахсартаг, праматерь Дзерасса, мать нартов Шатана, ее муж, повелитель нартов Урызмаг, брат-близнец Урызмага, любвеобильный Хамыц, его сын – грозовой витязь Батраз. А также рожденный из камня Сослан (Созерко), наделенный солнечными чертами; коварный, хитрый, мудрый Сырдон, создавший струнный инструмент арфу, и обладатель волшебной флейты Ацамаз.
Нарты – не единственные герои эпоса. Они враждуют, воюют, заключают союзы, вступают в браки с другими народами, с великанами, с морскими божествами и небожителями. Когда нарты гибнут, настает время обычных людей.
– Изучение нартского эпоса началось с XIX века, почему на него обратили внимание?
– XIX век – время расцвета эпосоведения, компаративистики, фольклористики.
Впервые о нартских героях заговорили еще в конце XVIII века путешественники по Северному Кавказу. Позднее возник интерес к народным сказаниям Кавказа; местная интеллигенция тоже сыграла определенную роль в этом исследовании, потому что они записали предания своих предков, соплеменников, перевели их на русский язык и напечатали. Тогда же появились переводы на немецкий и другие европейские языки.
– Когда зародился нартский эпос?
– Отдельные мотивы нартского эпоса уходят корнями в общее индоевропейское прошлое – это несколько тысячелетий. Некоторые мотивы достигают скифского и сарматского периодов. Когда мы читаем "Рамаяну", "Махабхарату", "Эдду" и другие памятники мирового эпоса, мы видим, что там есть ситуации, персонажи и даже диалоги, имеющие что-то общее с народами Кавказа.
Согласно исследованиям ученых, нартов можно связать со скифами, сармато-аланскими племенами, которые населяли северное Приазовье, Причерноморье, Предкавказье и Северный Кавказ. Многие обычаи скифов и сарматов, о которых пишут античные авторы, присутствуют в нартском эпосе. Нартский эпос – своеобразная иллюстрация греческих и римских рассказов об ираноязычных кочевниках.
Этот эпос не отражает исторических событий, он мифологичен по своей природе и скорее похож на скандинавскую Эдду и на ирландские сказания. Вернее, на сказки – как их воспринимал бы современный читатель.
– При чем тут Скандинавия?
– Все дело в общем индоевропейском наследии. Герои нартского эпоса являются полубогами, которые упорядочивают мир, чтоб он стал таким, каким носители эпоса привыкли его видеть. У этого эпоса есть определенные параллели со сказаниями о короле Артуре – например, меч в камне. Многие ученые видят связь между этими произведениями как следствие общения бриттов (кельтские племена, составлявшие основное население Британии с VIII века до н.э. по V век н.э. – Прим.) с сарматскими всадниками, которые стояли как кавалерия Рима в Британии. То есть своего рода заимствование определенных сарматских мотивов населением Британии. Таким образом, оправдываются параллели между Артуром (по преданиям, правитель королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V–VI веков. – Прим.), Ланселотом (популярный персонаж из цикла рыцарских романов о короле Артуре. – Прим.) и героями нартского эпоса.
— Если говорить о нартском эпосе через призму географического положения, то мы видим следующее: от Черного моря к Каспийскому эпос постепенно исчезает на востоке региона. То есть Дагестан – это периферия нартского эпоса?
— Ядро нартского эпоса – это Осетия. Осетины знают больше всего циклов и персонажей, в том числе и самых первых нартов — прародителей. Их сказания наиболее полные по сюжету. По мере удаления от Осетии циклов становится меньше. Основным делается цикл Сослана (Созерко), отношение к героям тоже меняется. Поскольку это чужой, соседский эпос, то и герои чужие и враждебные. Например, у вайнахов нарты-орстхойцы – это чужаки, пришельцы. У абхазов уже говорят, что есть нарты плохие и чужие, а есть и свои – хорошие. У адыгов уже нарты хорошие, но к матери нартов Сатаней и рожденному из камня Созерко отношение может быть другим. Они могут восприниматься враждебно, как отрицательные герои, занимающиеся злым колдовством, накликавшие беду на человечество и лишившие его изобилия. И только у осетин нарты свои, родные и положительные.
Что касается Дагестана, нартами называют не богатырей, а их противников-великанов. То есть там нартские мотивы присутствуют не в составе эпоса, а в форме сказочной прозы. Так же выглядит ситуация в Сванетии, это также периферия нартского эпоса.
— Правильно ли говорить, что в нартском эпосе описываются религиозные сюжеты древних солнцепоклонников, огнепоклонников?
— Да, нартский эпос – сугубо языческий по своей природе. В нем отразилось древнее мировосприятие ираноязычных кочевников, более древнее, чем зороастризм (религиозное учение, распространившееся в первом тысячелетии до н.э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. – Прим.). Поэтому в нартском эпосе присутствует верховный бог Хуцау, бог-всадник Уастырджи, бог домашнего очага Сафа, бог-кузнец Курдалагон, бог диких животных Афсати, бог домашнего скота Фалфара, бог моря Донбеттыр. Они одаривают нартов, помогают, спорят с ними, враждуют, роднятся. Кроме них в эпосе упоминаются дочь Солнца, дочь Луны, племянник бога Елой. То есть такие персонажи, которые невозможны в монотеистических религиях. Соответственно, в национальных версиях отразились именно языческие его черты.
— В чем главная разница между эпосами черкесов и осетин?
— Прежде всего, осетины начинают свой эпос от первого нарта Уархтанаг. Они знают три нартских рода: Алагата, Ахсартагката и Бората и их прародителей. Эти три нартских рода соответствуют земледельцам, воинам, жрецам. Это известная индоевропейская трехфункциональность общества.
Осетинский эпос связан с эпическими сказаниями, предшествующими нартам. Это такое поколение первых людей, которое погибло. На смену им пришли великаны-уариги, потом уже и нарты. Как известно, на смену нартам пришли обычные люди. Такие, как мы с вами, как те, кто рассказывал эти эпические сказания. Эта смена поколений находит параллели и в ирландском эпосе. Там последовательно рассказано о расах и поколениях, которые заселяли страну. Эта параллель важна для понимания того, кто кем является в нартском эпосе.
В адыгском эпосе представление о родах нартов смутное, и сказители усвоили только один цикл связанного с ярким образом Сосырхо (Созерко), родившегося из камня. Но и он по мнению адыгов недобрый и лишил землю плодородия. А мать нартов Сатаней (Шатаней) называют у них злой колдуньей, что для осетинского эпоса невозможно, поскольку это один из центральных позитивных образов.
— У родственных между собой эпосов абхазов и черкесов тоже есть отличия?
— У адыгов сохраняется унаследованная из осетинских сказаний семейная структура. Там есть разные семьи нартов – родители и дети, а у абхазов представление об обществе нартов совершенно другое. У них есть "мать ста нартов" Сатаней-Гуаща и ее "Единственная сестра нартов – Гунда". Младшим из этих нартов является Созырыхъо, рожденный из камня, кто муж Сатаней, они сказать уже не могут и путают. К примеру, деяния вождя нартов Урызмага и грозового витязя Батраза абхазы приписывают Созырыхъо, у них это центральный персонаж эпоса и вокруг него выстраивается единственный целостный цикл. У них нет отдельных циклов, посвященных героям. Весь эпос связан с Созырыхъо, к нему примыкают сказания, которые содержат другие мотивы и с другими персонажами.
– На чем основывался выдающийся французский мифолог и исследователь Жорж Дюмезиль, который утверждал, что создателями нартского эпоса являются осетины?
– Жорж Дюмезиль являлся крупным знатоком Кавказа и его народов, изучал их языки и быт. Свои выводы он сделал в том числе за счет глубокого знания осетинского и черкесского языков и литературы. Он выезжал в Турцию, чтобы изучить на месте убыхский язык от последних его носителей убыхов, которые были потомками мухаджиров-черкесов.
О том, что нартский эпос создан осетинами, говорил не только Дюмезиль, но и другие французские, бельгийские, немецкие, британские, американские ученые.
Они указывают на индоевропейские корни эпоса, в том числе на трехфункциональное деление общества и связь с легендами скифов и сарматов, с мифологией Ирана и Индии (в том числе и с "Рамаяной" и "Махабхаратой"), с мифами кельтских и германских народов, а также греков и римлян.
Грозовой витязь Батраз во многом близок к скандинавскому богу Тору. Многие черты роднят его с индоарийским громовержцем Индрой – это и его рождение, деяния и многочисленные его поступки. Если мы обратимся к образу солярного витязя Сослана, то у него есть черты знакомого нам всем греческого бога света Аполлона, кельтского бога Луга и многих других персонажей индоевропейских мифов. Пожалуй, самым интересным являет Сирдон – трикстер, который совершает странные и коварные поступки. Он очень напоминает персонажа скандинавской мифологии Локи, и у них прослеживаются прямые параллели.
А если взять во внимание "Махабхарату", то ее основные коллизии будут перекликаться с обстоятельствами войны двух нартских родов – Ахсартагката и Бората. К примеру, эпизоды, когда герои идут в услужение к царю племени рыб, вдруг странным образом находят свое отражение в нартском эпосе, где герои также находятся на тех же должностях в услужении у главы рыб Босфорского пролива. О чем это говорит? Возможно, о том, что Эдда, Махабхарата и Рамаяна в своей основе создавались на прародине индоариев в Северном Причерноморье, Приазовье и на Предкавказье. Поэтому возникли общие сюжеты для нартиады и индоарийских эпосов, которые даже и не знали, наверное, существует ли вообще Кавказ.
— Имеются ли в эпосах тюркоязычных народов Северного Кавказа какие-либо особенности сюжетов нартского эпоса?
— Да, благодаря осетинам и отчасти адыгам, нартские сюжеты проникли и к тюркоязычным народам: карачаевцам, балкарцам, кумыкам и даже ногайцам. Нартский эпос балкарцев и карачаевцев прост, он небольшой по своему объему, в значительной мере под влиянием ислама некоторые сюжеты в нем подверглись изменениям, в том числе и некоторые нартские персонажи вдруг превратились во врагов нартов. Это то, о чем я говорил выше: в процессе освоения чужого эпоса происходит инверсия. Персонажи, которые были положительными у одних, могут восприниматься как отрицательные у других. В балкарском и карачаевском эпосе вместо традиционного для осетин бога-кузнеца есть заимствованный из иудейских и мусульманских легенд Дебет (Давид), один из 12 сыновей отца всех нартов. Влияние монотеистических религий там достаточно сильное.
— Можно ли сказать, что с приходом в регион ислама и христианства нартский эпос уходит, становится второстепенным?
— Не везде и не полностью! У тех же осетин, где практически не закрепились монотеистические религии, эпос сохранился во всей своей полноте и продолжал играть важную роль в воспитании молодежи и в религиозных культах. Он выступает обоснованием кодекса поведения человека в разных жизненных ситуациях. Люди в мифологическом мировосприятии поступают по традиции потому, что именно так поступали архетипические боги. Роль этимологического мифа, разъясняющего положение вещей в мире, в природе и обществе, и играл нартский эпос.
Мы ведь и сейчас можем встретить имена людей, которые были названы в честь героев эпоса: Сослан (Созырко), Ахсар, Батраз и др.
У адыгов под влиянием религии эпос подвергся цензуре. Из него пропали сказания, не согласующиеся с религиозными нормами быта. С отказом от язычества он стал просто занимательным повествованием. Естественно, в атмосфере религиозного фундаментализма эпос мог исполнять только развлекательную роль, но уже не мифологических норм поведения.
Тем не менее этот эпос, который объединяет народы Кавказа – осетин, адыгов, абхазов, вайнахов, картвелов, дагестанцев, ногайцев, – стал мощным двигателем развития их словесности и литературы. От поэтов и писателей прошлого до современных фантастов.
- Для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с обсуждаемыми вопросами в подкасте, рекомендуем работу Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / Под ред. Б. А. Калоева. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 229 с.
- Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии и слушайте нас на Apple Podcasts – GOOGLE подкасты – Spotify - YANDEX MUSIC –YOUTUBE и на других многочисленных аудиоплатформах.
Форум