Ссылки для упрощенного доступа

Жертва полицейского произвола? Адвокат жителя Дагестана заявил о пытках


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Махачкалинца Мурада Мирзаханова обвиняют в незаконном хранении наркотиков и оружия. По словам его адвоката и родственников, ему их подбросили. В СИЗО, утверждают они, на него оказывают физическое и психологическое давление. Защита пыталась добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников учреждения, но проверка не нашла для этого оснований.

Как утверждают правоохранительные органы, Мирзаханова задержали ночью 24 ноября прошлого года в пригороде Каспийска. Полицейские остановили его для проверки документов. По их версии, во время личного досмотра в кармане его брюк они нашли наркотики "для личного употребления", а за поясом – пистолет с пятью патронами. На следующий день Мирзаханов дал признательные показания и рассказал, как они при нём оказались. Допрос проходил при участии адвоката по назначению.

Мурад Мирзаханов
Мурад Мирзаханов

Из показаний Мирзаханова следует, что в первых числах ноября он нашёл пистолет с патронами, когда прогуливался по улице Акушинского в районе канала имени Октябрьской Революции в Махачкале. "Осмотревшись вокруг, я никого рядом не увидел и, убедившись в том, что за мной никто не наблюдает, забрал пистолет и пошёл дальше. Пистолет я принёс домой и хранил дома", – говорится в показаниях. Наркотики, по его словам, он также случайно нашёл в Махачкале "под камнем рядом с деревом" в августе 2020 года. Их он тоже хранил дома.

Адвокат уверен, что первоначальные показания его подзащитный дал под пытками

24 ноября он, по словам из показаний, взял наркотики и пистолет и приехал на попутке к Кирпичному посёлку Каспийска, чтобы в пустынном месте тайком попробовать наркотики и пострелять из оружия. Когда он шёл вдоль дороги и искал укромное место, к нему подъехала машина с сотрудниками полиции, которые попросили предъявить документы. Он начал отвечать им на повышенных тонах, из-за чего началась перепалка. Полицейские вызвали подкрепление, после чего его досмотрели.

В последующем, при допросе в присутствии адвоката по соглашению Исрафила Гададова, Мирзаханов отказался давать показания. Адвокат уверен, что первоначальные показания его подзащитный дал под пытками и психологическим давлением. Обнаруженные наркотики и оружие, по его словам, Мирзаханову не принадлежат.

Мать Мурада Бике Мирзаханова рассказала Кавказ.Реалии, что её сына похитили днём 24 ноября в селе Ашага-Архит Хивского района. По её словам, свидетели утверждают, что полицейские насильно усадили его в машину и увезли в районный отдел полиции. Родственникам, которые поехали за ним в отдел, сказали, что его отпустили, продержав до половины третьего дня. На самом деле, по словам Мирзахановой, её сына "передали из рук в руки" полиции Каспийска. Адвокат также считает, что Мурада специально вывезли в Кирпичный посёлок, где полицейские Каспийска инсценировали задержание.

Как рассказал Гададов, на их запросы в Хивском районном отделе полиции отвечали, что 24 ноября к ним Мирзаханова не доставляли и никаких протоколов на него не составляли. Однако прокурорская проверка выявила, что его туда всё же привозили. "Проверка установила, что он там всё-таки каким-то образом оказался, но при этом не были составлены бумаги, и он не был занесен в журнал регистрации доставленных. Прокуратура направила представление руководству отдела полиции, чтобы впредь такие нарушения не допускались", – говорит адвокат.

Родственники Мурада Мирзаханова у здания суда
Родственники Мурада Мирзаханова у здания суда

Кроме того, и в самих материалах дела есть противоречия, связанные с официальной версией задержания Мирзаханова. По версии полицейских, они случайно заметили Мирзаханова в районе Каспийска, после чего он "стал заметно нервничать". Однако в материалах есть рапорт от 24 ноября, что в региональный Центр по противодействию экстремизму поступила информация о том, что "в районе посёлка Кирпичный, возможно, находится гражданин Мурад Мирзаханов, у которого при себе может иметься огнестрельное оружие и наркотические средства".

"Я пошла к этому человеку (начальнику ЦПЭ. – Прим. ред.), который дал разрешение задержать моего сына. Он мне сказал единственное: якобы поступила информация, что Мурад давно живёт в лесу и периодически нападает на людей с ножом. Я говорю: "Скажите мне, пожалуйста, любой человек, если захочет напакостить, может позвонить, и вы организовываете такое?" – рассказала Мирзаханова.

Уголовное дело Мирзаханова передано в Каспийский городской суд. По словам адвоката и матери, в СИЗО его регулярно избивают. "Когда 18 января Мирзаханова доставили в суд, на его лице были следы ссадин и побоев. Под глазами – огромная гематома. Сам он был подавлен, скован и напуган. Не отвечал на вопросы суда и не вступал в контакт", – написал Гададов в заявлении на имя руководителя управления СКР по Дагестану. Он просил привлечь к уголовной ответственности сотрудников СИЗО, однако следственная проверка пришла к выводу, что преступления в отношении Мирзаханова в СИЗО не совершались.

Он говорил: "Я здесь не должен находиться. Я ни в чём не виноват. Это не моё место"

На последнем судебном заседании 10 апреля, по словам Мирзахановой, сын выглядел так, как будто "потерял всякую надежду". "Он говорил: "Я здесь не должен находиться. Я ни в чём не виноват. Это не моё место", – рассказала Мирзаханова. Суд продлил ему срок ареста на два месяца.

По мнению адвоката, Мирзаханов стал жертвой полицейской статистики и раскрываемости. "Увидели человека с бородой – это достаточная причина. В этом месяце недостаточно раскрываемости, поэтому нужна жертва. Потом обрабатывают подходящего человека. В таком формате идёт работа. Идеологов [бандподполья] уже не осталось, поэтому они вынуждены выжимать, искать", – рассказал Гададов.

По словам министра внутренних дел Дагестана Абдулрашида Магомедова, за первые два месяца этого года в Дагестане из незаконного оборота было изъято 60 кг наркотических средств. В прошлом году – в 3,5 раза меньше, 17 кг.

XS
SM
MD
LG