Ссылки для упрощенного доступа

В Дагестан идет федеральная торговая сеть. Выживет ли малый бизнес?


В супермаркете, архивное фото
В супермаркете, архивное фото

Председатель правительства Дагестана Абдулпатах Амирханов и генеральный директор сети "Магнит" Ян Дюннинг подписали соглашение об открытии в республике магазинов популярной розничной сети. В ближайшие пять лет здесь появятся порядка 180 магазинов "Магнит" и "Магнит Косметик", первый "Магнит у дома" уже в июле откроется в Махачкале. Кавказ.Реалии выяснял, как конкуренция отразится на положении местных предпринимателей.

В дагестанском сегменте социальных сетей новость вызвала оживленную дискуссию. Люди опасаются за судьбу локальных торговых точек.

"Во-первых, доля местных товаров в сети "Магнит" будет намного меньше, чем в местных магазинах. Во-вторых, ни транспортный, ни налог на прибыль, ни на имущество в Дагестане платиться не будет. Транспорт будет приезжать из других регионов и привозить продукты с Распределительного центра… Да, будут белые зарплаты и будет НДФЛ, то есть подоходный, а налог на имущество останется ровно таким же, каким был. Дагестанцы его тоже платят. А вот сколько магазинчиков закроются, потеряют свой хлеб или вынуждены будут поднять цены, мы увидим в ближайшее время", – резюмирует телеграм-канал "Короли и капуста".

Телеграм-канал "Спросите у Расула" делает еще более пессимистичный прогноз: крупная сеть уничтожит местный мелкий бизнес и "поставит на колени местных производителей сельхозпродукции". По мнению ресурса, "ретейлеры часто устанавливают монополию и вынуждают производителей продавать свою продукцию по максимально низкой цене".

Между тем среди достигнутых с торговой сетью договоренностей – присутствие на полках товаров местных производителей – "экологически чистых продуктов", заверил на церемонии подписания договора с "Магнитом" врио главы Дагестана Сергей Меликов. Так насколько же обоснованно беспокойство дагестанцев?

Дагестанские товары выделят

Открытие магазинов "Магнита" принесет Дагестану более двух тысяч рабочих мест, сообщили Кавказ.Реалии в пресс-службе сети. Помимо Махачкалы, торговые точки появятся в Дербенте, Каспийске, Избербаше и Дагестанских Огнях. В настоящее время офис "Магнита" в республиканской столице подыскивает локации под магазины, взаимодействует с потенциальными поставщиками.

"Мы планируем активное сотрудничество с местными производителями, что позволит увеличить спрос на локальные товары и узнаваемость дагестанских брендов не только в республике, но и на федеральной географии, – сообщила пресс-служба "Магнита". – Мы уже встретились с региональными производителями баранины – победителями конкурса "Вкусы России", и будем рады представить их и других местных предпринимателей на своих полках. Дагестанские товары будут отмечены специальными ценниками в магазинах "Магнит".

В целом на Северном Кавказе сетевые магазины существуют давно. Например, "Лента" представлена в столицах Ставропольского края, Карачаево-Черкесии и Чечни. "Магнит" и "Пятерочка" действуют в Ставропольском крае, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В конце 2020 года первые магазины "Магнита" появились в Ингушетии. Дагестан "Магниту" был интересен и раньше, но в прошлом году процесс приостановился ввиду пандемии коронавируса, добавили в пресс-службе.

"Малый бизнес убивает клиент"

На сегодня наиболее крупная локальная сеть в Дагестане – "Зеленое яблоко", отмечает в беседе с Кавказ.Реалии заместитель исполнительного директора Ассоциации экспертов рынка ретейла Шамиль Магомедов. В отличие от "Магнита", эта сеть не работает в форме дискаунтера (тип магазина, в котором широкий ассортимент товаров и цены приближены к оптовым). И если "Зеленое яблоко" сможет переориентироваться и правильно распределить ассортимент, то даже при потере части трафика сеть сохранится, уверен эксперт.

Малому бизнесу легче пойти и пожаловаться в администрацию, они будут услышаны быстрее

Вместе с тем заход федеральной торговой сети в любой регион всегда вызывает беспокойство местных магазинов, добавляет Магомедов: "На Северном Кавказе есть проблема клановости, малому бизнесу легче пойти и пожаловаться в администрацию, они будут услышаны быстрее. В этой ситуации федеральные сети сменили тактику и выиграли".

Эта тактика заключается в том, что ретейлеры в последние годы стали активнее работать с местными производителями товаров. На этих условиях власти регионов охотнее их "впускают", поясняет наш собеседник.

"Если "Магниты" выделят часть ассортимента под местные товары, это откроет новые возможности производителям. Более того, благодаря федеральной сети поставщики смогут осваивать новый рынок, их продукция может быть представлена и в других субъектах Юга России. Именно об этом, поддержке местных товаропроизводителей, говорили врио главы республики Сергей Меликов и гендиректор ПАО "Магнит" Ян Дюннинг", – напомнил Магомедов.

Прежде всего, подчеркивает представитель Ассоциации экспертов рынка ретейла, выиграет потребитель, который сможет приобретать продукцию по более выгодной цене и выбирать из большего ассортимента. Если не будет ущемлена экономическая составляющая для малого бизнеса и производителей, они также смогут развиваться.

"Давайте по-честному: малый бизнес убивает клиент, делая свой выбор, – подтверждает управляющий партер компании Management Development Group Inc, экономист Дмитрий Потапенко. – И здесь истерия, стенания в соцсетях, видеообращения к [президенту России] Путину и походы к чиновникам не помогут. Чиновники будут внимательно слушать, кивать головой, может быть, даже врать в глаза, но у них очевидный выбор между федеральной сетью с многомиллиардными инвестициями, "белыми" НДС и зарплатой, рабочими местами – и работающими в "серую" небольшими магазинчиками. Здесь нужно не жаловаться, а включать голову".

Собеседник Кавказ.Реалии настаивает: малый бизнес не должен конкурировать с крупными сетями, потому что в силу объемов закупки не сможет предложить более низкую цену на один и тот же товар. С другой стороны, федеральные сети не могут качественно работать с местными скоропортящимися продуктами – например, фруктами и овощами.

Нужно наконец осознать, что работаешь в сфере услуг, поэтому должен подстраиваться под потребителя

"В этой ситуации местным магазинам нужно использовать свое конкурентное преимущество, в том числе паразитируя на трафике ретейла. Для начала понять, почему сосед, бывший одноклассник, знакомый вместо твоего магазина идет в сетевой супермаркет. И действовать исходя из этого: не уговаривать, а наконец осознать, что работаешь в сфере услуг, поэтому должен подстраиваться под потребителя, менять ассортимент, проявлять гибкость, создать систему лояльности", – подытожил Потапенко.

Несмотря на свои преимущества, федеральный ретейл испытывает определенные трудности в ряде регионов. И в первую очередь это связано с противодействием местных торговых сетей либо глав регионов, отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

"До сих пор у нас нет ни одной торговой сети, которая была бы представлена во всех субъектах. Даже такие крупные, как "Магнит" и X5, не могут этим похвастать", – резюмирует эксперт.

При этом создание "парниковых условий" для местных торговых сетей, когда федеральный ретейл не пускают в регион, он называет утопией.

"Это все равно как строить занавесы, которые иногда применяют те или иные страны. Ретейл – высококонкурентная среда, требующая постоянного совершенствования технологий и стремления удовлетворить запросы потребителей, которая должна адаптироваться под быстро меняющуюся конъюнктуру. Местные сети, которые в условиях отсутствия конкуренции перестают развиваться, действительно часто проигрывают федеральным, но в этом есть и субъективная составляющая", – отмечает Федяков.

В Дагестане малый и средний бизнес скорее проиграют, чем сохранят свои позиции, прогнозирует доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Илья Иксанов.

"Сети умеют эффективнее администрировать свои ассортименты в сравнении с маленькими магазинами, – рассуждает юрист. – При этом поставщики продукции должны подстраиваться под политику сетевого магазина. Также сети выпускают товары под собственными торговыми марками, цена и качество которых максимально приближены к запросам потребителей".

При этом, добавляет собеседник, местные власти могут использовать бюджетные деньги для финансирования собственных сельскохозяйственных производителей в рамках частно-государственного партнерства. Например, создать специальные продовольственные карты, благодаря которым обеспечат минимальную потребительскую корзину за счет закупки сетями товаров местных производителей.

"Такие программы проще реализовывать с сетевыми магазинами. Подобный опыт реализуется в США и приносит хорошие результаты. Для дотационного региона построение подобной системы партнерства с сетями может оказаться жизненно необходимо", – считает Иксанов.

При грамотной поддержке властей приход федеральной сети может способствовать не упадку, а развитию сельского хозяйства в республике, не сомневается председатель комиссии по обеспечению общественного контроля и экспертной деятельности Общественной палаты Дагестане Наби Ахадов.

Во-первых, дагестанская продукция экологически чистая, во-вторых, рабочая сила у нас несколько дешевле, что снизит себестоимость

"В Дагестане было много оборонных предприятий, которые прекратили свое существование. Сейчас основное – производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Думаю, что сетевым магазинам будет выгодно ее закупать. Во-первых, дагестанская продукция экологически чистая, во-вторых, рабочая сила у нас несколько дешевле, чем, например, в Татарстане или Подмосковье, что снизит себестоимость, в-третьих, продукция может выпускаться халяльной. За счет этих преимуществ она может заинтересовать федеральную сеть, а дагестанские производители откроют для себя новые рынки сбыта", – рассуждает общественник.

Ахадов надеется, что приход сети "подстегнет местные торговые организации, которые поднимут уровень обслуживания населения". В то же время он полагает, что Дагестану нужны и другие торговые сети, в том числе более высокого класса.

XS
SM
MD
LG