Ссылки для упрощенного доступа

"На Кавказе другие порядки". В Чечне 71-летнего адвоката обвинили в хранении наркотиков


Полиция в Чечне, иллюстративное фото
Полиция в Чечне, иллюстративное фото

В Чечне 71-летнего адвоката из Ставропольского края Сергея Маракова обвинили в хранении наркотиков. В начале декабря его задержали якобы из-за мелкого хулиганства, а затем предъявили ему и уголовную статью. Его коллеги уверены, что наркотики Маракову подкинули в связи с профессиональной деятельностью.

Сотрудники полиции задержали Сергея Маракова еще восьмого декабря, но его коллеги предали этот факт огласке только сейчас – после предъявления ему обвинения в хранении наркотиков.

Согласно рапорту о его задержании (есть в распоряжении редакции. – Прим. ред.), 8 декабря около десяти часов вечера Мараков находился в Грозном на улице Первомайской. Он обратил на себя внимание полицейских своим поведением: "беспричинно выражался громкой нецензурной бранью в адрес прохожих". На замечания, судя по рапорту, он не отреагировал и продолжал вести себя "вызывающе", чем показал "явное неуважение к обществу". В действиях Маракова усмотрели мелкое хулиганство. Ленинский районный суд Грозного признал его виновным и арестовал на десять суток.

Когда срок ареста закончился, Маракова не отпустили, а отвезли на допрос в управление чеченского следкома. Три дня назад ему предъявили обвинение в хранении наркотиков. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого (есть в распоряжении редакции. – Прим. ред.) описаны совершенно другие обстоятельства задержания. Из него следует, что восьмого декабря, примерно в 22:20 Маракова остановили из-за подозрительного поведения и доставили в отдел полиции для проверки документов. А в отделе во время досмотра под его рубашкой обнаружили пакет, внутри которого находилось "вещество с запахом конопли".

Версия самого Сергея Маракова расходится с обеими версиями силовиков. Он описал произошедшее в письме Максиму Кравченко, заведующему ставропольским филиалом Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург", в котором работает(письмо есть в распоряжении редакции. – Прим. ред.). Из письма следует, что вечером восьмого декабря он вышел в магазин за хлебом, а когда возвращался обратно, у подъезда его остановили трое неизвестных в штатском. Представившись сотрудниками полиции, они усадили его в машину и привезли сначала в Заводской РОВД, а затем – в Ленинский. Там, по его словам, ему и подкинули наркотики.

"Один с животом, крепкого телосложения, орал на меня. Схватил за куртку и насильно запихал под куртку черный пакет, швырнул пакет на стол, и я увидел какую-то зеленую вонючую гадость – ветки, мелкие, большие. Он орал: "Это ты носил с собой, это наркота. Скажи, что взял у случайного прохожего для себя, назови любое имя, не скажешь – не выйдешь". От этих неожиданных подлых действий у меня сильно заболело сердце, я сердечник, и даже были инфаркты. Он орал: подписывай там и там. Какие-то каракули вместо подписи я поставил, так как опасался за свою жизнь", – написал Мараков.

Один из сотрудников полиции в отделе, как пишет адвокат, сказал: "Сергей, мы знаем, что ты ни в чем не виновен, но нам приказали – мы это и делаем".

В беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии Максим Кравченко отметил, что Мараков связывает свое преследование с гражданским делом или даже "с рядом гражданских дел", в которых он участвует. Однако без его согласия Кравченко не может рассказать, о чем именно идет речь.

По словам Кравченко, в материалах административного и уголовного дел нет документов, подтверждающих, что в крови у Маракова нашлись следы наркотиков.

Последние несколько лет Мараков в связи с работой жил в Чечне. Кроме него, от филиала коллегии там работает еще один адвокат. Раньше в их отношении никаких притеснений не было, говорит Кравченко.

"От федеральной палаты адвокатов реакции пока нет. Есть реакция палаты адвокатов Ставропольского края. Я знаю, что палата адвокатов Чечни тоже помогает. Президент их палаты, насколько я знаю, виделся с прокурором", – сказал Кравченко.

"Адвокаты ведут себя как чиновники"

Адвокат Дмитрий Сотников возмущен тем, что ситуация с Мараковым не находит поддержки со стороны коллег. На своей странице в фейсбуке он написал, что некоторые из них предлагают "подождать".

"А зачем ждать! 71-летний адвокат с 40-летним стажем уже две недели незаконно содержится в ИВС!" – написал он.

Сотников объяснил Кавказ.Реалии мотивы такой позиции своих коллег.

И бросить коллегу вроде бы нельзя, и конфликтовать с властью не хочется

"Адвокаты органов палат ведут себя как чиновники. Им нужно и помещение в палате выхлопотать, и бесплатную юридическую помощь в регионе организовать, и установить диалог с властью, чтобы правоохранители меньше жаловались. А тут происходит инцидент. И бросить коллегу вроде бы нельзя, и конфликтовать с властью не хочется. Власть же может прийти и проверить, на что палаты расходуют обязательные взносы рядовых адвокатов, честно ли экзамены принимают. Так и живём", – говорит Сотников.

Он вспоминает, что тоже попадал в подобную ситуацию.

"Я отношусь к этому делу с болью. Когда меня самого обвинили в попытке напасть на судью и избили прямо в суде, меня спасла только немедленная реакция коллег. Я сидел в наручниках в крови в здании суда, а друзья уже постили об этом информацию. Через час после инцидента выступил президент федеральной палаты адвокатов. А здесь, в Грозном, уже 14 дней прошло! За это время можно многое сфабриковать, с руководством договориться, с судьями", – опасается Сотников.

По его словам, арест по административной статье, переходящий в задержание, – это схема из 90-х.

"А всё новое – это хорошо забытое старое. Я не представляю чувств этого пожилого, брошенного всеми человека", – добавил адвокат.

"Методы правоохранителей похожи на провокацию"​

Адвокат Александр Лебедев называет ситуацию Маракова "мутной и непростой". По его мнению, действия силовиков похожи на провокацию.

"Если были наркотики сразу, то зачем административно задерживать? Почему сразу не предъявили обвинение? Может, таким образом его взяли в заложники ситуации. Ситуация непонятная, но методы правоохранителей похожи на провокацию. В любом случае надо разбираться в этом деле", – сказал Кавказ.Реалии Лебедев.

Адвокат Дмитрий Динзе в разговоре с Кавказ.Реалии отметил, что работа коллег на Северном Кавказе связана с определенными рисками. Адвокаты, которые противопоставляют себя власти, по его словам, рискуют стать объектом внимания со стороны правоохранительных органов.

"На Кавказе другие порядки, хотя законы одни и те же. В Чечне адвокаты и раньше сталкивались с различными видами давления, преследования со стороны силовиков и провокациями, поэтому ничего удивительного в этом нет. Мне кажется, что провокация с наркотиками – самое легкое, что можно сделать в отношении человека. Странно, что они эту провокацию применили к человеку, которому 71 год. Если бы он был наркоманом, состоял на учете, это было бы многим известно. Естественно, невозможно поверить и в то, что человек, употребляющий наркотики, носит их с собой целыми пакетами. Обстоятельства, которые там описаны, не новые. Такое, к сожалению, происходит практически ежедневно в России", – рассказал Динзе.

Он отметил, что не видит поддержки Маракова со стороны коллег и профессиональных сообществ.

Провокация с наркотиками – самое легкое, что можно сделать в отношении человека

"У нас в адвокатских образованиях, к сожалению, работает много бывших сотрудников правоохранительных органов, и все они достаточно скептически ко всему относятся. Даже если им предоставить факты, они считают, что разбираться в этом должен исключительно суд. Внутри корпорации никто с этими вопросами не разбирается. Бывают отдельные очаги энтузиастов, которые пытаются бороться с системой и помогать своим коллегам. Случаи как с Мараковым будут происходить, потому что адвокаты не защищены от беспредела со стороны правоохранительных органов. В отношении нас законодательство совершенно слабое", – сказал Динзе.

Неделю назад Верховный суд Чечни все же признал незаконным постановление Ленинского районного суда Чечни, по которому Мараков признается виновным в мелком хулиганстве. ВС направил административное дело на новое рассмотрение. 23 декабря этот же суд должен был избрать Маракову меру пресечения по уголовному делу. Однако по ходатайству прокурора суд продлил срок задержания еще на 72 часа. Прокуратуре, судя по постановлению суда, понадобилось время для проверки законности возбуждения уголовного дела в отношении Маракова. Защитники Маракова не возражали, так как за это время они как раз собрали характеристики на своего подзащитного. Останется ли Мараков под арестом, суд решит 25 декабря.

Адвокат Маракова по назначению Хасбулат Эльдарханов, защищающий его с момента возбуждения уголовного дела, не захотел говорить с корреспондентом Кавказ.Реалии. Он сбросил звонок, услышав вопрос журналиста, а потом перестал поднимать трубку.

XS
SM
MD
LG