Ссылки для упрощенного доступа

"Защитник свободен, пока не мешает следствию". Дело Дагира Хасавова сплотило адвокатов


Судебное заседание по делу Хасавова
Судебное заседание по делу Хасавова

В Измайловском районном суде Москвы близится к завершению следствие по делу известного адвоката Дагира Хасавова. Его обвиняют в давлении на потерпевшего. Адвокатское сообщество называет это дело воспрепятствованием профессиональной деятельности защитника. 137 коллег Хасавова подписали открытое письмо в его поддержку. Корреспондент сайта Кавказ.Реалии поинтересовалась у адвокатов, почему преследование Хасавова важно для всего сообщества.

Дагира Хасавова обвиняют в попытке принудить потерпевшего по делу бывших дагестанских чиновников, которых он защищал в суде, дать ложные показания.

Экс-председателя правительства Дагестана Абдусамада Гамидова и его заместителя Раюдина Юсуфова обвиняли в растрате 41 млн рублей, выделенных на реконструкцию временного изолятора. Во время судебного разбирательства по этому делу представитель потерпевшей стороны ("Дирекции единого государственного заказчика-застройщика") сказал, что на самом деле их организации не был нанесен ущерб. После этого заявления Генпрокуратура направила письмо в правительство Дагестана с просьбой проверить "наличие полномочий на заявление такой позиции" у представителя "Дирекции".

На следующее заседание "Дирекция" отправила нового представителя – Арсена Фатуллаева, который поддержал позицию о причиненном ущербе.

Хасавов активно освещал в своих соцсетях ход этого дела. 16 сентября 2019 года он выложил запись допроса Фатуллаева в суде с призывом определить "его уровень трусости и запущенности". На следующий день Хасавова задержали люди из ФСБ. Его обвинили в давлении на Фатуллаева. В основу обвинения легли голосовые сообщения адвоката, которые он, как полагает следствие, через сына своего подзащитного Раюдина Юсуфова Вадима отправил потерпевшему.

Адвокат Дагир Хасавов
Адвокат Дагир Хасавов

По версии следствия, Хасавов организовал группу, в которую входят Юсуфов-младший и бывший советник Гамидова Абдусалам Джамалудинов. Роль Джамалудинова, как полагает следствие, сводилась к тому, чтобы поговорить с Фатуллаевым лично, в деле есть материалы оперативного наблюдения за их встречей.

В одном из голосовых сообщений, отправленных Вадиму Юсуфову, Хасавов говорит о том, чтобы кто-то старший "по-свойски" поговорил с Фатуллаевым и узнал, почему тот врет в суде.

"Это неприемлемо, за это надо отвечать, возможно, нести уголовную ответственность. В любом случае перед Аллахом ответит. Таким бессовестным же нельзя быть!" – возмущается в записях Хасавов.

Вадим Юсуфов в суде рассказал, что Хасавов действительно отправил ему эти сообщения, но не просил их пересылать Фатуллаеву. Юсуфов утверждает, что передал их по собственному желанию.

Джамалудинов в свою очередь рассказал суду, что никакого давления на Фатуллаева не оказывал. Фатуллаев, по его словам, сказал ему, что был вынужден поддержать в суде позицию организации, в которой работает.

Расправа над неудобным?

137 адвокатов из разных регионов России подписали открытое письмо в защиту Хасавова. Они убеждены, что его арест – это не только способ убрать профессионального защитника из дела дагестанских чиновников, но и средство "раздавить и вывести из профессии".

"Устраивая этот праздник мести, преследователи Хасавова не учли, что солидарность есть не только у журналистов или актеров. Совершаемое в отношении Хасавова беззаконие – это вызов всем нам, адвокатам и юристам России. Как будто нам "указывают место" в обществе, где доминируют силовики, и ждут нашей реакции", – говорится в письме.

Адвокаты в России свободны, пока не мешают следствию и обвинению, говорит адвокат Александр Лебедев, который сам в прошлом году был оправдан по делу о воспрепятствовании правосудию.

"Когда следователи или прокуроры не могут достичь желаемых результатов, они начинают противодействовать адвокату различными способами. Дагир Хасавов и все коллеги считают, что подобные действия со стороны обвинения можно расценивать как лишение профессиональной защиты Раюдина Юсуфова. Это можно расценивать как воспрепятствование адвокатской деятельности", – рассказал Лебедев.

Как будто нам "указывают место" в обществе, где доминируют силовики, и ждут нашей реакции

Дело Хасавова, как и другие дела по аналогичной статье, выглядит как расправа над неудобным защитником, считает адвокат Дмитрий Джулай.

"Одно из последних – дело против адвокатов в КЧР, где двух адвокатов при попытке попасть к доверителю сначала избили, а потом против них завели дело и посадили под домашний арест. Суды у нас обычно становятся на сторону следствия. Адвокатов по щелчку закрывают в СИЗО только на том основании, как формулируют силовики, что "он адвокат и обладает особыми познаниями, поэтому может помешать следствию". Это дискриминация по профессиональному признаку", – рассказал Джулай.

О защищенности адвокатов в России можно судить по тому, как с ними ведут себя представители правоохранительных органов, полагает адвокат Юрий Борисов.

"Хасавов убежден, что Фатуллаев дал ложные показания против Юсуфова-старшего. Иными словами, оговорил его. И для такой убежденности у Хасавова есть правовые основания. Своими мыслями Хасавов поделился в трех аудиосообщениях, отправленных сыну своего подзащитного. А Фатуллаев написал заявление следователю, что он воспринял это как угрозу. Ну что тут комментировать? Конечно, принципиальный защитник, да ещё с 30-летним опытом адвокатской деятельности, мешал стороне обвинения добиться своей цели. Но тогда надо отменять адвокатуру и вызов сторон в суды", – заключает адвокат.

Арест Дагиру Хасавову продлен до 19 декабря. Следующее заседание по этому делу пройдет 26 ноября.

XS
SM
MD
LG