Ссылки для упрощенного доступа

Роды под конвоем


Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Силовики отчитались о поимке очередной группы людей, якобы переводившей деньги обвиняемым в терроризме, не упомянув при этом об отсутствии доказательств и незаконном задержании.

Рано утром 7 октября в городе Баксан Кабардино-Балкарии силовики ворвались в дома, где проживали брат и сестра Аскербий и Лианна Хамуковы. Аскербия и его жену Арину увезли на допрос в Нальчик несмотря на то, что дома оставались двое детей – пяти лет и пяти месяцев. Лианну Хамукову также забрали на допрос. Женщина на тот момент была на позднем сроке беременности. О судьбе Хамуковых ничего не было известно на протяжении всего дня, пока Арина Хамукова не вышла на связь с отцом своего мужа Мухамедом. На следующий день они оба обратились с заявлениями в правозащитный центр "Мемориал".

9 октября ФСБ отчиталась о поимке финансистов экстремистской группировки "Исламское государство". Силовики упомянули о задержании двух человек – это были Аскербий и Лианна Хамуковы.

Брат и сестра Хамуковы занимались благотворительностью через фонд "Одно тело". Они собирали деньги, а потом передавали нуждающимся одежду и продукты. Обвинение считает, что они при помощи фонда собрали 6 миллионов рублей, которые затем были переведены в Сирию.

По данным ПЦ "Мемориал", в материалах обвинения идет речь о благотворительных фондах, имеющих отношение к Абу Умару Саситлинскому – "Мухаджирун" и "Ансар". При этом в 2015 году "Ансар" прекратил работу, хотя обвинение заявляет о средствах, полученных фондом Хамуковых за период с 2015 года.

"Хотели дать таблетки, чтобы у нее молока не было"

Когда ФСБ опубликовала данные о задержании, Лианна Хамукова уже родила ребенка, находясь под конвоем. На слушание по мере пресечения ее привезли сразу после родов.

"В суде Лиана рассказала, как на нее давили: сказали, чтобы отказалась от ребенка, что ее все равно посадят. Что хотели дать таблетки, чтобы у нее молока не было, и ребенок мог от него отвыкнуть", – рассказал "Кавказ.Реалии" отец задержанных Мухамед.

"Я ничего не знал целый день. Только невестка сказала, что дочь тоже там. Они не давали звонить. Я писал заявление в Следственный комитет. Только в 10 вечера позвонила сноха и мы ее забрали. Сын сейчас находится в Москве. Разговаривать нам пока что не дают, ничего не сказали – не знаем, когда будет суд и что происходит", – говорит он.

Свидетелем обыска и задержания была жена Аскербия Арина Хамукова – сноха Мухамеда. В разговоре с "Кавказ.Реалии" она подтвердила, что во время спецоперации силовики использовали ее в качестве живого щита.

"Меня держали перед собой на случай, чтоб если что, меня ударили первой. Заходили в дом, а я стояла впереди щита, они стояли сзади. С пистолетами, конечно", – рассказала она.

Ее допрашивали до 8 вечера и не отпускали к пятимесячному ребенку. "Протоколы и обыска, и допроса нам не дали прочитать, копию не дали. Мне сказали – подпиши и уходи. Там не было ни одного вопроса, который мне задавали – они написали только то, что хотели", – рассказала Арина. Она написала заявление об отказе от этих показаний.

"За дверью стояли двое мужчин-конвоиров"

Адвокат Лианны Хамуковой Магомед Абубакаров рассказал "Кавказ.Реалии", что к его подзащитной долго не пускали адвоката по соглашению, а показания фактически заставили подписать, пользуясь ее положением.

"Ворвались в дом в 6 утра, забрали ее беременную, она весь день жаловалась на боль и схватки. Они держали ее до вечера, не начинали допрос, не оказывали медпомощь. Ее показания были частично искажены, она просила поменять их, но этого не сделали. Когда ее отвезли в родильное отделение, она еще не была официально задержана, но по указанию УФСБ и следователей из Москвы к ней приставили конвой", – сказал Абубакаров.

По его словам, во время родов Лианны присутствовала женщина-конвоир, близких к ней не пускали, позвонить не давали.

"За дверью стояли двое мужчин-конвоиров, которые все слышали, конечно. Сама она потом в суде призналась, что это ей доставило больше боли, чем та физическая боль, которую она испытывала", – добавил Абубакаров.

"Кавказ.Реалии" не удалось получить комментарий пресс-службы УФСБ Кабардино-Балкарии относительно этой информации.

Дело Саситлинского

В суд Лианну доставили 10 октября. Ей предъявлено обвинение по статье 205.1 части 4 (организация финансирования терроризма). По словам адвоката, в его обосновании ничего не представлено.

"Нет подтверждений того, что Хамуковы кому-либо сами отправляли деньги", – подчеркнул Абубакаров.

Задержания по подозрению в финансировании терроризма и связи с Абу Умаром Саситлинским – обвинение для России не редкое. По схожему обвинению в начале лета арестовали 11 человек, среди которых – журналист газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев. Сторона обвинения называла сумму, которую Гаджиев якобы помог собрать для ИГ – как и в случае Хамуковых, это 6 миллионов рублей.

XS
SM
MD
LG