10 августа в Москве прошел митинг за свободные выборы, собравший более 50 тысяч человек. Это самая масштабная протестная акция, которая прошла в России за последние годы. Что думают о московских событиях в Дагестане? Оказалось, что мнения зачастую диаметрально противоположны. От "Навального и всю его кампанию надо не на 10 суток и месяц арестовывать, а вообще закрыть так, чтобы другие и пискнуть боялись" до "Все так преподносят Путина как будто он мессия и спас Россию от войны, от непонятной какой-то мифической войны. Но на этом долго выезжать не получится, людям эта догма уже надоела и, молодежь не хочет терпеть, они хотят перемен, свободы, нормальных условий для жизни и развития".
10 августа жители Ставрополя тоже вышли на митинг за честные выборы. Они потребовали от властей соблюдать Конституцию РФ и пускать на выборы кандидатов от оппозиции.
Недовольными остались и некоторые болельщики в Грозном. На матче между "Ахматом" и "Спартаком" в столице Чечни судью Алексея Сухина на 82-й минуте игры обозвали козлом. Инцидент произошел после удаления нападающего местной команды Аблая Мбенга, что вызвало недовольство болельщиков. Неизвестный, голос которого схож с голосом президента "Ахмата" Магомеда Даудова ("Лорда"), по громкой связи на стадионе выкрикнул "Судья – козел!". В итоге все свалили на сотрудника "Ахмат Арены" Ризвана Эдильсултанова и уволили его.
Не только молодежь хочет перемен. Хотят перемен и некоторые люди постарше. Правда, иногда это довольно специфические перемены. Правоохранители задержали 81-летнего жителя села Чиркей Буйнакского района Дагестана, который занимался переделкой стрелкового оружия под боевое. В доме пенсионера обнаружили мастерскую, где он переделывал пистолеты. Полиция изъяла у задержанного самодельный револьвер калибра 5,6 мм, свыше 70 патронов калибра 9 и 5,6 мм, 10 заготовок стволов для огнестрельного оружия.
Больше всего экстремистских преступлений на конец июня по России выявлено в Дагестане – 29, а вот обвиняемый в финансировании терроризма уроженец Северной Осетии заявил о невиновности. Его дело схоже с делом журналиста дагестанского "Черновика" Абдулмумина Гаджиева, но в деле последнего нет даже факта пересылки кому-либо денег.
Может быть распространение экстремизма на Северном Кавказе связано с низкой долей среднего класса в населении? Северокавказские республики оказались в хвосте рейтинга регионов России по численности среднего класса. В Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии доля среднего класса составила 1,9-4,4%. Впрочем, зависимость может быть и обратная – экстремизм и связанная с ним репрессивная политика государства в этих регионах подавляет рост среднего класса.
А вот у властьпредержащих в России, похоже, все хорошо. Причем даже у их внуков. Фонд борьбы с коррупцией, основанный оппозиционером Алексеем Навальным, утверждает, что внук члена Центральной избирательной комиссии России Бориса Эбзеева Артур в четыре года купил квартиру в центре Москвы, стоимость которой оценивается в полмиллиарда рублей.
В Дагестане хотят завлечь молодых учителей в горные села Дагестана. Для этого им предлагают 1 миллион рублей, 5 лет контракта. Самой востребованной специальностью является учитель английского языка.
Следственные органы, расследующие ингушское "митинговое дело", продолжают держать общественность республики в напряжении. На прошлой неделе два человека были вывезены на допрос во Владикавказ, а лидеру протестного движения Ахмеду Барахоеву продлили срок содержания под стражей на три месяца. Сам старейшина не унывает. Обращаясь к землякам, он попросил их придерживаться закона и Конституции, слушать и поддерживать нового главу республики и высказал убеждение в том, что рано или поздно все задержанные по этому делу вернутся домой.
Справедливости дождался Султанхан Ибрагимов из Дагестана. Ему присудили компенсацию в 800 тысяч рублей после 19 месяцев тюрьмы и пыток. Он был невиновен.
Другим повезло меньше. В Красноярском краевом суде состоялось первое заседание по жалобе уроженца Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова, отбывающего срок в тюрьме Енисейска, на то, что его практически непрерывно содержат в штрафном изоляторе (ШИЗО) уже почти полгода.