Ссылки для упрощенного доступа

"Государство кидает нас в социальную яму"


Наводнение, архивное фото
Наводнение, архивное фото

На Кубани сотни пострадавших от прошлогоднего наводнения ждут компенсации

Чудом выжившие

Многодетная мать Наталья Коротина, бывшая жительница села Кривенковское Краснодарского края, с ужасом вспоминает 24 октября 2018 года. В этот день семья из шести человек, трое из которых дети, потеряла все, что было нажито за тринадцать лет – дом, мебель, бытовую технику и автомобиль.

Наталья была на работе в городе, когда стали поступать новости о чрезвычайной ситуации. "Это был кошмар, когда ты знаешь, что твои дети, муж там, а ты ничем не можешь им помочь", – вспоминает она.

Ее муж Андрей едва успел собрать документы, как нахлынувшая вода затопила весь двор. Через окно, с двумя детьми он забрался на крышу ветхого дома, который устоял лишь чудом. Они были на волосок от смерти. Андрей после этого поседел, а детям понадобилась помощь психологов. "У нас средний ребенок четверо суток вообще не спал, я до сих пор не могу спокойно проходить мимо нашего бывшего дома", – говорит Наталья Коротина.

Наталья Коротина. Пострадавшие от наводнения ежедневно выходят на одиночные пикеты.
Наталья Коротина. Пострадавшие от наводнения ежедневно выходят на одиночные пикеты.

В тот день в Кривенковской наводнение унесло жизни двух пенсионеров, которые не смогли выбраться из своего жилища. Всего на Кубани погибло шесть человек. Стихия затронула более 2,5 тыс. домов, в которых жили более 7 тыс. человек. В списки на получение материальной помощи попало 176 семей, но только 17 из них без проблем получили жилищные сертификаты. Остальных, в том числе и Коротиных, отправили добиваться справедливости в суде. Этой семье было отказано в компенсации по причине проблем с оформлением документов на недвижимость. Справки из Росреестра о том, что жилье действительно существовало, для суда оказалось недостаточно.

"Многие люди доходили до определенного кабинета, когда пытались приватизировать недвижимость, а там им говорили: 'Ваши дома не стоят на балансе'. Соответственно, оформить их никто не давал", – объясняет Наталья Коротина.

Это не первое наводнение, которое пережила семья. В 2010 году вода подступила вплотную, но серьезных разрушений не принесла. Все восстановили своими силами. Еще тогда местные чиновники признали, что Коротины живут в опасной зоне и утверждали, что предоставят им новое жилье до конца 2018 года. Беда пришла раньше.

"Стыдно, что живешь в такой стране"

Сейчас Коротиным, как и многим другим семьям, оказавшимся в подобной ситуации, предстоит борьба в апелляционном суде. Всего в судах различных инстанций Краснодарского края рассматривается более подобных 100 дел.

"Если человек имеет какое-то жилье или прописан где-то в другом месте, то в этом случае суды отказывают в компенсациях", – рассказывал "Кавказ.Реалии" местный активист Евгений Витишко.

Власти апеллируют к закону Краснодарского края "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", который говорит, что право на получение поддержки имеют только те, кто прописан в разрушенном доме и не имеет в собственности другого жилья.

Но этот закон входит в явное противоречие с бюрократической реальностью. У Коротиных дети прописаны в крошечной квартире у бабушки, по словам Натальи, чиновники просто не давали их прописать в доме.

Последствия наводнения
Последствия наводнения

Власти такую дилемму вроде бы осознают. В администрации региона пообещали отменить пункт закона "о втором жилье". Но на предыдущем заседании Заксобрания Краснодарского края вопрос так и не был рассмотрен. Следующая сессия регионального парламента назначена на 22 апреля.

"Мы намерены и дальше действовать по закону; надо будет – домой к себе возьму кого-нибудь жить, на улице никого не оставим!" – заявил в интервью "Новой газеты Кубани" глава Туапсинского района Анатолий Русин.

Сейчас семья Натальи Коротиной живет в пансионате "Южный", который власти предоставили пострадавшим от наводнения. Однако временное пристанище положено лишь на полгода – уже 23 апреля полтора десятка семей должны оттуда выселить. Наталья говорит, что им пообещали предоставить гостиницу в Туапсе. Но надолго ли – пока никто сказать не может, как и прогнозировать исход дальнейших судебных разбирательств.

"Это несправедливо, что ты там всю жизнь провел, детей растил, а они весь этот кошмар пережили… Сейчас государство кидает нас в социальную яму и без разницы кто ты – инвалид, пенсионер, многодетный. Как же так получается? Они говорят – пострадавшие должны понимать, что государство – это не касса взаимопомощи. А зачем вы тогда с меня налоги сдираете? Стыдно, что живешь в такой стране", – с болью в голосе рассуждает Наталья Коротина.

XS
SM
MD
LG