Трое сыновей главы Чечни владеют особняками в центре Грозного общей стоимостью более двух миллиардов рублей. Младшему владельцу одного из особняков девять лет. Сведения о недвижимости журналисты обнаружили в утечке из Росреестра. Сайт Кавказ.Реалии рассказывает, какие еще активы находили у семьи Рамзана Кадырова и как к этому относятся в республике.
Информацию об особняках сыновей главы республики, расположенных в 300 метрах от его резиденции, нашли журналисты проекта "Можем объяснить". Младший владелец одного из них – девятилетний Абдуллах Кадыров.
Дом на две тысячи квадратных метров на него записали, еще когда ему было семь. Дворец мальчику подарил отец. Схема передачи имущества выглядела так: глава Чечни сначала арендовал участок, затем переуступил землю сыну, а тот в 2023 году, несмотря на малолетний возраст, сумел приватизировать ее. Журналисты оценивают стоимость объекта в 800 млн рублей.
Второй особняк принадлежит 19-летнему Зелимхану Кадырову (он также известен как Али и Эли). Его дворец скромнее – на 700 квадратных метров меньше, чем у младшего брата, и на 300 млн рублей дешевле.
Дом был приобретен у некоего Адама Кусумова – журналисты считают, что продавец был номинальным: у него нет никакого бизнеса, при этом он смог позволить себе покупку дорогостоящей недвижимости и потом перепродал ее. Как и Абдуллах, Зелимхан не имеет государственных должностей, но в марте 2024 года, когда ему было 17, он возглавил бойцовский клуб "Ахмат" и федерацию бокса Чечни. Летом того же года его принимал Владимир Путин.
Такой же аудиенции был удостоен и Адам Кадыров, самый "титулованный" из сыновей главы Чечни, который недавно попал в дорожную аварию в Грозном, и владелец третьего особняка, о котором пишет проект "Можем объяснить".
Безнаказанность местной власти лоббируется центром России
Стоимость объекта, о котором стало известно еще в сентябре 2025 года, журналисты оценивают в 750 млн рублей. Половину участка земли записали на Адама, когда ему было 15 – то есть примерно тогда же, когда он избил беззащитного арестованного в следственном изоляторе, после чего стал получать государственные награды и должности; сейчас 18-летний парень является в том числе секретарем Совета безопасности Чечни, руководит охраной отца, курирует МВД, а также сформированные в республике подразделения Минобороны и "университет спецназа", где готовят наемников со всей России для отправки на войну против Украины.
Второй половиной участка пользовался лично Рамзан Кадыров, затем и она оказалась в собственности Адама. Владельцем особняка он стал, когда ему было 16. До этого дом принадлежал некому Мураду Калиматову – дополнительных сведений о нем нет. Журналисты отмечают, что ради вида на резиденцию отца перед особняком Адама Кадырова снесли другой дом, ранее принадлежавший второй жене главы Чечни – Фатиме Хазуевой.
Кадыров сведения о недвижимости своих не комментирует.
СМИ и до этого находили роскошные объекты недвижимости у семьи главы Чечни, законность происхождения которых остается под вопросом – в том числе особняки в Центорое, родном селе Рамзана Кадырова, и в Гудермесе, где руководитель республики принимал свою первую инаугурацию.
В 2017 году стало известно, что семья главы Чечни также владеет дорогостоящими квартирами в Москве. Согласно декларациям, которые российские чиновники тогда еще были обязаны подавать, квартиры не могли быть куплены на легальные доходы. Позднее сообщалось, что только жены Кадырова владеют недвижимостью общей стоимостью 800 млн рублей
Кроме того, семья главы Чечни владеет недвижимостью в Объединенных Арабских Эмиратах. Там им принадлежит вилла за 14,4 млн долларов на искусственном острове Пальм-Джумейра. Еще три виллы на материковой части Дубая за шесть млн долларов приобрел двоюродный брат руководителя республики Шахрудди Эдильгириев. Дорогие квартиры в ОАЭ есть также у предпринимателя Руслана Байсарова, которого называют "кошельком" Рамзана Кадырова, и у Хас-Магомеда Таймасханова – племянника руководителя администрации главы и правительства республики.
Антикоррупционный эксперт Илья Шуманов, управляющий партнер TriTrace Investigations, указывает, что никакие российские нормативные рамки для главы Чечни не работали и раньше, а после начала полномасштабной войны против Украины проверять законность приобретения им имущества стало вовсе невозможным: "У нас чиновники публично не декларируют свои активы. Система декларирования де-факто отменена, она уже не существует".
Шуманов отмечает, что проверять, законно ли семья Кадырова владеет тем или иным имуществом, должна прокуратура. Но она этим не занимается.
"Есть одна занимательная история. В какой-то момент я с коллегами делал расследование про лошадей Рамзана Кадырова. Они стояли на балансе у государственных учреждений. Меня интересовали доходы, которые получал Кадыров от скачек в Эмиратах. Это десятки и сотни тысяч долларов. Я посмотрел лошадей, которых глава Чечни называет своими. И посмотрел на реестры победителей в ОАЭ. Информация о принадлежности совпала.
У меня разумным образом возник вопрос: если есть доходы, они ведь должны попасть в декларацию? Мы сделали большое расследование, ждали, наверное, сутки [ответ от представителей руководителя республики]. В конце дня вышел пресс-секретарь и сказал, что все в порядке: все, что там надо, все уже задекларировано, а все, что не надо, не будет задекларировано.
У людей выбор только один – принять и не дергаться, и просто молчать
И однажды, это еще до этого момента, в 2014 или 2015 году, по другому расследованию, которое касалось отсутствия в декларации активов Кадырова, мы написали заявление в прокуратуру Чечни. И ждали ответ, потому что формально, если ты написал этот запрос, должны провести проверку и ответить. В итоге региональный прокурор уволился! Я не знаю, было ли это связано с этим заявлением. Но важно: даже прокуроры, которые должны надзирать за всем этим процессом, они находятся в Чечне с точки зрения субординации, иерархии гораздо ниже, чем ближний круг Кадырова, уж не говоря про самого Рамзана Ахматовича. И очевидно, что для него никакие нормативные рамки РФ не в приоритете", – говорит Шуманов.
Чеченский юрист и правозащитник Абубакар Янгулбаев считает, что сыновья Кадырова могли получить в собственность особняки только через коррупционные схемы – и ответственность за это несет Кремль.
"Безнаказанность местной власти лоббируется центром России. Из-за этого Кадыров не ощущает никакой ответственности. Конечно, он будет заниматься тем, чем он занимается, а его главное желание, его главный грех – это желание все забрать себе, все "съесть": банальное потребление", – говорит Янгулбаев.
По его словам, проблема коррупции существует в Чечне с момента установления российского контроля после двух войн. Но если раньше, роскошный образ жизни, который ведет семья Кадыровых, широко обсуждался в обществе – об этом говорили в школах и университетах, даже преподаватели, – то теперь и такие обсуждения подавляются силой.
"Когда я учился в университете с 2009 по 2014 годы, в целом активно обсуждалась коррупция, открыто обсуждалось, как построена резиденция, в которой сейчас Кадыров живет: что на эти деньги можно было бы сделать много чего полезного другого. Но сегодня что у людей? У людей выбор только один – принять и не дергаться, и просто молчать. Все движения о том, как-то посопротивляться, пропали. Власть усилила методы своего влияния через насилие и никакого другого выбора не оставляет", – указывает собеседник.
То, что Кадыров решил раздать недвижимость детям, – "это абсолютно очевидная тема", продолжает Янгулбаев. Однако, считает он, владеть особняками сыновья главы Чечни будут только при его жизни.
"Когда их отца не станет, надо будет проверить легальность приобретения вот этой недвижимости. Но я полагаю, что ответ будет ровно такой же – при смене власти – как сегодня: эта власть незаконно отбирает жилье у неугодных людей, точно так же, скорее всего, и у них это заберут", – заключил собеседник.
- В чеченском движении NIYSO заявили, что власти республики вымогают у местных предпринимателей деньги за возможность продолжать работу. За этим, как утверждают активисты, не раскрывая свои источники, стоит Адам Кадыров, сын главы Чечни. Подтверждений этих сведений нет.
- Рамзан Кадыров, а затем его сыновья и окружение резко отреагировали на слова президента Украины Владимира Зеленского, который предложил США поступить с главой Чечни так же, как с бывшим лидером Венесуэлы. Сайт Кавказ.Реалии рассказывает, как менялась риторика Кадырова в отношении президента Украины.
- Вопрос насилия над чеченскими женщинами, как внутри региона, так и за его пределами, остается острым и актуальным. Истории уроженок республики, подвергшихся преследованиям, насилию и убийствам, свидетельствуют о глубоких системных проблемах, связанных с "традициями", семейным контролем и отсутствием эффективной защиты. Даже за границей они не находят полной безопасности.