До недавнего времени кровная месть выступала сдерживающим фактором в достаточно импульсивном чеченском обществе. Но сегодня есть уголовный кодекс РФ, не так ли?
За прощение воздастся от Аллаха
Всю свою историю чеченцы не разделялись на социальные сословия. У всех были равные права и обязанности. Даже самый богатый и влиятельный человек знал: если он причинит обиду простолюдину, его не спасут деньги и придется отвечать по суровым законам гор. У кровной мести есть свои правила. Главное – покарать только убийцу.
По словам богослова из Грозненского района Чечни Ильяса Дутаева, сейчас большинство семей прощают убийцу ради милости Всевышнего. "Человеку, потерявшему близкого, необходима моральная помощь. Вместе с горем на его плечи ложится груз мести, – объясняет он. – С годами потеря воспринимается иначе, его легче уговорить простить. Можно объяснить, что прощение – это черта настоящего мусульманина, за которую воздастся от Аллаха".
В советские времена принцип "око за око" был нарушен. Случалось, что при живом убийце мстили его родственникам. Эти новшества пришли с советской властью, полагает этнограф Сайд-Магомед Хасиев.
"Один мужчина в годах рассказывал, как его дед много лет назад в сопровождении русского майора и солдат пошел к своим обидчикам, чтобы свести с ними счеты, – вспоминает он. – Я этому человеку ответил, что его дед не был мужчиной, если так поступил. И рассказ этот не прибавляет уважения его внуку. О том, что мужчина отомстил, мало кто знал. Он это не афишировал".
"Должны уйти от этой традиции"
В 2017 году вышла книга "Кровная месть", в которой описываются случаи, приведшие к человеческой трагедии. Ее автор Ибрагим Хараев дотошно изучил кровопролитную традицию. Он уверен: этому обычаю не место в современном обществе.
"Меня потрясла реальная история, которая произошла в Чечне в 20-х годах прошлого столетия. Парень должен был жениться и с друзьями отмечал это событие. Однако он поссорился с братом своей невесты. Итого: восемь убитых", – расстраивается Хараев.
По его мнению, если бы сегодня кровная месть была эффективна, то она была бы "прописана в законах успешных государств". "Мы должны отойти от этой традиции", – не сомневается собеседник "Кавказ.Реалии".
Пообещал отправить на тот свет
В современной Чечне кровную месть применяют очень избирательно. С одной стороны, призывают жителей ко всепрощению. С другой – закрывают глаза на изгнание из республики родственников предполагаемых боевиков.
В 2016 году из села Пригородное вынуждена была уехать семья Бахарчиевых. Они осели в Ингушетии, откуда их тоже вскоре "попросили". Им пришлось перебраться в Калмыкию, где и скончался больной раком старейшина семьи Асланбек Бахарчиев.
Утверждалось, что 19-летний сын Бахарчиевых, находящийся в Сирии, в декабре 2016-го командовал молодыми людьми, которые напали на полицейских в Грозном. На сходе, на котором присутствовали полицейские начальники и представители муфтията, родственники убитых объявили Бахарчиевым кровную месть.
Сам Рамзан Кадыров, ратующий за всепрощение, часто выступает с публичными угрозами в адрес кого бы то ни было. В декабре 2015 года он пообещал "отправить на тот свет" члена экстремистской группировки "Исламское государство", который казнил жителя Чечни, внедренного спецслужбами к сирийским джихадистам.
"Мы дадим ему билет в один конец", – заявил тогда глава российского субъекта.
Во всех других случаях, когда человек отказывается простить кровника, члены чеченской комиссии по примирению ведут с ним продолжительные беседы. В ход идут и разъяснения аятов из Корана, и пожелание Кадырова.