Здоровье главы Чечни продолжает ухудшаться – с начала лета он практически перестал появляться на публичных мероприятиях, а сюжеты о заседаниях в правительстве с его участием сократились до полуминуты. На продемонстрированных кадрах последней такой встречи Рамзан Кадыров и вовсе сидит молча. На этом фоне вступление его младшего сына Адама в брак вновь вызвало дискуссии о преемнике руководителя региона.
В числе возможных претендетнов на кресло главы Чечни кроме детей Кадырова есть и люди из его ближайшего окружения. Какое место отведено каждому из них и есть ли у кого-то рычаги для вмешательства в процесс транзита власти – эти вопросы редакция Кавказ.Реалии задала экспертам: руководителю информационного отдела чеченского национально-освободительного движения "Единая Сила" Сайхану Музаеву и кандидату исторических наук, преподавателю социологического факультета Карлова университета в Праге Дмитрию Дубровскому.
Адам Делимханов
Депутат Госдумы четырех созывов Адам Делимханов известен как один из самых приближенных к Рамзану Кадырову людей, который в числе прочего является проводником его интересов в Москве. Последний скандал с похищением Арега Щепихина за оскорбление чеченцев наглядно демонстрирует роль Делимханова: он необходим в том числе для прикрытия насильственных акций в столице и их согласования с российскими силовиками.
Делимханов – выходец из того же тейпа (рода. – Прим. ред.) Беной, что и Рамзан Кадыров. В 2009 году глава Чечни называл его "самым близким другом, ближе, чем братом" и заявлял, что тот готов сменить его на самом высшем посту в республике. Примечательно, что именно в честь Делимханова назвали третьего сына Кадырова – Адама.
Дмитрий Дубровский
Дмитрий Дубровский: Сейчас другая логика должна работать, потому что тогда не было такой поддержки и такого экстраординарного принципа передачи власти, который, собственно, происходит сейчас. Было совершенно другое время. И даже в Чечне был иной уровень ответственности и независимости от федеральных властей.
Сейчас [зависимость] запредельная. Дело не в том, кого Кадыров называл 15 лет назад своим наместником – а дело в том, кто будет сейчас. Я думаю, что сейчас Кадыров выстраивает династию, как многие авторитарные правители на постсоветском пространстве – в Азербайджане и Узбекистане, например.
Сайхан Музаев: Делимханов – ближайший человек, он преданный, и они дальние родственники с Кадыровым по материнской линии. После вторжения в Украину Делимханов получил Героя России – и сейчас он уже полностью "упакован".
Он может занять эту должность, потому что у него с собой еще багаж его братьев, которые занимают тоже высокие посты. Один в местной силовой структуре, второй – в Росгвардии по Чечне. Насчет регалий и медалей – у него все хорошо.
Единственное: у него не видно этих амбиций. Та ниша, которую он сейчас занимает – это "Дон Корлеоне" чеченский. Он крышует весь бизнес, даже в том числе на постсоветском пространстве. Не уверен, насколько он потянет что-то больше, потому что Делимханов весьма токсичная фигура для некоторых российских руководителей.
Магомед Даудов, "Лорд"
Магомед Даудов с Рамзаном Кадыровым
Даудов родился в ставропольском селе Шпаковское, но вырос в селе Гелдаган Курчалоевского района Чечни. Будучи юношей, воевал за Ичкерию. В 2009 году Рамзан Кадыров рассказывал, как Даудова взяли в плен, но решили не убивать, убедив перейти на сторону Кремля. Ичкерийский позывной "Лорд" остался с ним и после этого.
Как и Делимханов, Даудов неоднократно замечен в нарушении прав человека в Чечне, за что находится под международными санкциями. В частности, бывшие заключенные "тюрем для геев" рассказывали правозащитникам Human Rights Watch, что Даудов лично наблюдал за их пытками.
С мая 2024 года является премьер-министром Чечни, то есть, в соответствии с Конституцией республики, именно ему перейдет власть в случае смерти действующего главы. На фоне последних слухов о болезни Кадырова он и Даудов обмениваются постами об "истинном братстве", а некоторые из их подчиненных публиковали панегирик Кадырову, а сразу за ним – аналогичный, Даудову, "одному из самых необходимых, востребованных и эффективных звеньев команды Рамзана Ахматовича".
Сайхан Музаев
Сайхан Музаев: Магомед Даудов уже более опытный, относительно образованный: Делимханов вообще не умеет разговаривать – Даудов научился, кое-какие задатки наверное были и так. Он руководитель правительства, видно, что у него есть амбиции. Но поставит ли Кремль на него, нужен ли человек такого формата – это вопрос.
Этот обмен постами об "истинном братстве" произошел на фоне новостей о здоровье Кадырова. Некоторые оппозиционные каналы говорили о том, что хотят поставить Даудова и по-моему его так могли бы подставить, если бы Кадыров на это повелся.
Как только Рамзан Кадыров уйдет – он скоро, я думаю, в любом случае должен уйти: по состоянию здоровья – без полной поддержки центра Даудов не сможет удержать власть в Чечне. Может быть такой вариант, как когда Кадыров-старший отправился на тот свет, поставили Алу Алханова. Видно было, что тот выполняет роль марионетки, хотя он де юре был президентом, у него не было полноты власти.
Дмитрий Дубровский: Такой уровень публичной взаимной поддержки и определенности, какие мы видим в случае Кадырова и Даудова – это обмен вызовами на самом деле. Я бы это воспринимал ровно как обобщение того, что Кадыров считает Даудова угрозой. Именно потому что он легитимный наследник в соответствии с Конституцией.
Я могу себе представить, что в случае если с Кадыровым что-то случится, Даудов может быть некоторое время исполняющим обязанности – но только некоторое время, и только и.о. До того момента, пока он кого-нибудь из клана Кадыровых – по-видимому, сына младшего – доведет до поста президента. Я не удивлюсь даже, если (Даудова) чисто формально сделают президентом, но все будут знать, кто президент. Путин в это играл, он так умеет.
Апти Алаудинов
Апти Алаудинов и Рамзан Кадыров
Генеральские погоны Апти Алаудинов впервые надел еще в 2012 году, на тот момент он уже год занимал должность замруководителя МВД Чечни. Долгое время он считался одним из ближайших приближенных Кадырова: например, чеченский общественный деятель Руслан Кутаев рассказывал, что именно Алаудинов с Даудовым лично избивали его после задержания по ложным обвинениям в 2015 году.
Тучи над Алаудиновым сгустились в 2019 году – тогда в Чечне начались разговоры о разоблачении заговора против Кадырова, в котором якобы принимали участие мэр Аргуна Ибрагим Тимирбаев, депутаты парламента Идрис Гаибов и Шамиль Магомаев, глава Урус-Мартана Валид Абдурешидов, бывший командир ОМОНа Артур Ахмадов, экс-министр лесного хозяйства Дикмагомед Мулаев, бывший вице-премьер Халид Вайханов, начальник республиканского ГИБДД Шамхан Денилханов, а также и замминистра МВД Апти Алаудинов. Спустя два года, в марте 2021-го, Алаудинов был снят с должности министра МВД по Чечне.
В результате этого разлада Алаудинов и отправился на войну в Украину, где собрал из инструкторов СОБР "Ахмат" (бывший "Терек"), "добровольцев" из Чечни и отрядов бывших луганских сепаратистов подразделение, которое позже стало известно как "спецназ "Ахмат"". Сейчас Алаудинова все чаще вспоминают из-за его критики жителей приграничья, призывов отправить на войну срочников и теологическими монологами о противостоянии объединенного войска христиан и мусульман Антихристу.
Источник ВЧК-ОГПУ называл Алаудинова "безальтернативным" преемником в случае реализации плана по транзиту власти в России по сценарию братьев Ковальчуков – от Путина к его дочери Катерине Тихоновой.
Дмитрий Дубровский: Без вариантов у Алаудинова, потому что он, во-первых, не местный, во-вторых, фактически московский. Местными он именно так и воспринимается. Одно дело, если ты сидишь под Кадыровым, другое дело – ты сидишь под Кремлем. И тут даже не в Кадырове дело, а в том, что его даже местные элиты не примут. Потому что Даудов хотя бы свой, а Алаудинов нет – совсем.
Сайхан Музаев: Алаудинов в конфликте с Кадыровым, как бы они не пытались это обыграть. Апти – еще тот персонаж. Он заболтает хоть батюшку, хоть патриарха. Язык у него подвешенный. У него уже есть печальный опыт, потому что Кадыров его несколько раз спускал с небес на землю. Они сильно не ладят. Я думаю, что Кремль удерживает его еще как противовес Кадырову – как и нескольких других персон.
Алаудинов – из Урус-Мартана. Население Урус-Мартана теперь – около 100 тысяч человек. Урус-мартановские всегда были при делах, при любой власти. Страна в стране, можно сказать, и они могут любому нос утереть. У них все схвачено, они всегда были министрами и тот же Алаудинов до такой степени пророссийский, что там не надо ничего объяснять.
Да, у Алаудинова, как и у Делимханова, могут быть реальные амбиции.
Руслан Эдельгериев
Рамзан Кадыров и Руслан Эдельгериев
Премьер-министр Чечни с 2012 по 2018 годы. В силу должности наиболее близкий к Владимиру Путину представитель кадыровской администрации – помощник президента РФ. Работал в российских силовых органах как внутри, так и за пределами Чечни, имеет звание полковника МВД.
Дмитрий Дубровский: Такой человек никогда не может быть президентом. Это мне напоминает старый советский анекдот, мне кажется, что тут он вполне применим. Когда сын полковника спрашивает: – Пап, я лейтенантом буду? – Будешь. – А майором буду? – Будешь. – А полковником буду? – Будешь. – А генералом? – Нет, у генерала свои дети есть.
Это ровно связано с ситуацией в Чечне – этого всего недостаточно. Уровень символического капитала для Чечни сейчас определяет Кадыров и его клан и больше никто другой. Поэтому если говорить о том, что есть московский чеченец, который близок к Путину… Очень хорошо. Но мне кажется, мы не с той стороны вообще смотрим на этот вопрос.
Путин не контролирует Чечню, Чечня контролирует Путина на самом деле. Он очень давно в заложниках этой истории. Подозреваю, московские чеченцы – это вообще не те, кого кадыровцы хотели бы видеть в Чечне.
Сайхан Музаев: Самый интересный момент, сегодня в Чечне примут хоть кого – потому что у чеченцев нет альтернатив. В мире нас никто не признает, клеймо терроризма до сих пор не сняли. Даже на фоне Украины, Грузии – всего, что творится.
А что касается Эдельгериева, вы на его лицо посмотрите – бедный человек. По-моему, он на 100% подконтрольный. Ничего своего у него нет, он точно никуда не будет лезть, это однозначно. Руслан Эдельгериев равняется Рамзан Кадыров.
Якуб (Ибрагим) Закриев
Ибрагим Закриев и Рамзан Кадыров
До марта 2021 года работал руководителем администрации главы и правительства Чечни, еще раньше возглавлял администрацию Грозного. Владелец крупного федерального актива – российской дочки компании Danone. Получил экономическое образование в МГУ. Его кандидатура, в отличие от Адама Кадырова, может рассматриваться на пост главы Чечни по возрасту – но при этом Закриев остается самым молодым среди претендентов: ему 34 года.
Дмитрий Дубровский: Критерии вроде образования, опыта работы или размеров активов – это не те критерии, которые будут использоваться. Другой принцип построения элиты. У Кадырова он похож на принцип построения элиты у Путина – это личная близость и личная ответственность. Никакого отношения его опыт или навыки к [должности] не имеют.
Это срабатывает только в самых критических ситуациях: на федеральном уровне таким примером было снятие [министра обороны РФ Сергея] Шойгу, когда под ним все просто уже разваливалось. Это очень редкий пример, в основном эти критерии работают ровно наоборот. Никакого отношения к профессиональным навыкам большая часть путинских приближенных не имеет – как и кадыровских.
Сайхан Музаев: Он чисто кадыровский человек, их родственник, он никуда не денется.
Абузайд Висмурадов, "Патриот"
Абузайд Висмурадов
Бывший начальник службы безопасности и друг детства Рамзана Кадырова из его родного села. Сын Висмурадова Рамзан женат на четвертой дочери главы Чечни Табарик Кадыровой.
В 2010-е возглавлял СОБР "Терек", целью которого была борьба с членами ичкерийских формирований, выступающих за независимость республики от России. Даже после перехода Висмурадова на формально гражданскую должность вице-премьера Чечни в феврале 2020 года, продолжил курировать именно силовой блок.
Дмитрий Дубровский: Этот человек опасный. Этот – может быть. Однако я думаю, что это не тот человек, которого Кадыров назначит – а тот, кто может заручиться поддержкой Москвы, у него рычагов очень много внутри республики, в отличие от всех перечисленных до. Этот персонаж может доставить некоторые неприятности в передаче власти и попытаться вмешаться. Заручаться поддержкой Москвы, сидя в Чечне, лучше – чем заручаться поддержкой Москвы, сидя в Москве.
В Кремле могут терпеть того же Висмурадова на посту главы Чечни столько, сколько они вообще терпят всю эту конструкцию [власти в республике]. Да, уровень раздражения федеральных силовиков – ФСБ, МВД – Кадыровым чудовищен, но это никакого отношения не имеет к политической конструкции, которую он символизирует.
Для Москвы вопрос такой: назначенец будет продолжать ту же самую конструкцию либо попытается ее менять. Менять – это значит порвать с наследием Кадыровых. Такой сценарий требует внимания и анализа, сил и средств это все перепридумывать. У Москвы, честно говоря, не вижу сейчас, чтоб руки дошли.
Сайхан Музаев: Его можно забыть, это никто. В любой компании есть человек, который не понимает, что происходит – идет просто "на волне". Вот это Абузайд Висмурадов. Что бы он ни возглавлял, что бы ни курировал – он не понимает, что происходит. Это сугубо мое личное мнение.
Адам Кадыров
Владимир Путин с Адамом Кадыровым
В соответствии с Конституцией Чечни избираться на пост главы республики третий сын Кадырова не может до своего 30-летия, однако 17-летний куратор нескольких воюющих в Украине подразделений, "Российского университета спецназа" в Гудермесе и всей структуры МВД республики и ранее получал не соотносимые с его возрастом регалии – как, например, звание героя Чечни или должность начальника отдела безопасности главы республики.
После "церемонии вступления в совершеннолетие" Адама Кадырова в ноябре 2022 года жизнь третьего сына Кадырова стала предметом внимания не только в Чечне, но и в остальной России – сперва кадры из Гудермеса, где 15-летний ребенок с автоматом в руках появляется на месте убийства двух мужчин в ходе "спецоперации", затем – избиение обвиняемого в сожжении Корана Никиты Журавеля в СИЗО Грозного, после – награды, медали, ордена и, наконец, свадьба, перед которой Владимир Путин лично встречается с наследником Кадырова и дает ему свое благословение.
Сайхан Музаев: Если бы по возрасту он успевал – тогда бесспорно. Все, что делается, я думаю, под него готовится. Да, на это рассчитает сам Кадыров. Все другие в стороне, у Кадырова же много наследников – но они продвигают именно Адама.
Дмитрий Дубровский: Идея в том, что коней на переправе не меняют – так вот, Кадыровых на переправе не меняют. Будет очередной Кадыров с тем же самым набором действий – и ладно. Я думаю, логика будет такая. Потому что любое другое несет некоторые возможные риски каких-то элитных потрясений. Могут возникнуть группы интересов, которые совершенно не выгодны Москве сейчас, чтобы с ними выяснять отношения.
При наличии таких опасных претендентов помимо младшего сына Кадырова тут есть два варианта: либо кто из них будет, что называется, изображать президента, пока Адам будет расти – как уже однажды было с Кадыровым-младшим, либо я за их голову особо не поручусь. Знаете, как у нас падают из окон и всякие неприятности с такими происходят.
Я думаю, что как только Кадыров посчитает их как источники неприятностей, с ними могут произойти всякие неприятности. Я думаю, что сам Кадыров должен позаботиться о том, чтобы разговоров о возможных вариантах просто не было – вопрос в том, кто успеет первым.
Обычная же история, если вы кого-то назначите преемником, с ними сразу начинает происходить что-то нехорошее. Как с Ельциным и его кандидатами было. И я думаю, Кадыров будет вести себя также – ждать, но в результате передаст все Адаму.
Айшат Кадырова
Айшат Кадырова
Старшая дочь главы Чечни, чье продвижение в правительстве республики было столь же стремительным, сколь и скоротечным. В 2020 году Айшат Кадырова заняла пост замминистра культуры Чечни, а в 2021 году стала министром культуры и оставалась на этой должности до осени 2023-го, пока не была назначена вице-премьером Чечни. В феврале этого года она заявила об уходе с поста со словами о том, что такая работа "больше подходит для сильного мужчины".
Дмитрий Дубровский: Исключено. Подобное попытался в свое время провернуть в Узбекистане Ислам Каримов и это обвалилось немедленно с грохотом. Если бы был мальчик – без проблем. Но девочка – извините, исключено. Это кстати та же причина, почему и для России сейчас какая-то дочка Путина не подойдет. История с "планом Ковальчуков" очень странная в этом смысле.
Сайхан Музаев: Не думаю, что Айшат справится с такой должностью, на этом посту нужно будет отдавать приказы убивать, похищать и репрессировать. Я не думаю, что Айшат на это годится, какой бы она ни была – она девушка – и плюс, я не думаю, что центр будет на нее ставить. Потому что Кавказ.
- Свадьба Адама Кадырова прошла с размахом: стрельбой из золотого пистолета, часами за полмиллиарда рублей и роскошным фейерверком. Тот факт, что об этом стало известно, и отличает торжество Адама от свадеб двух старших братьев, которые прошли в условиях строгой секретности.
- Отношения между Владимиром Путиным и Рамзаном Кадыровым дали трещину. По данным издания "Важные истории", причиной стали тайные переговоры главы Чечни с арабскими странами – он обсуждал возможные гарантии безопасности для своей семьи и сохранности активов.