"Не собираюсь оставлять свою республику негодяям и сбегать"

Магомед Хазбиев

Ингушский оппозиционер Магомед Хазбиев намерен вернуться в родную республику из Чечни, где три года скрывался от уголовного преследования. Как только он открыто озвучил это решение – в дом его родителей бросили гранату.

В ночь с воскресенья на понедельник во дворе дома семьи Хазбиевых в Назрани взорвалась осколочная граната. Никто из жильцов не пострадал, боеприпас упал между двух автомобилей: один из них сгорел, а второй – бронированный – получил серьезные повреждения. Осколки попали и в стену дома. Пострадавшими оказались родственники известного ингушского оппозиционера и правозащитника Магомеда Хазбиева.

"В доме живут мои родители и младший брат с женой и четырьмя маленькими детьми. Это не впервой, уже не раз покушались на меня, на мой дом, на моих родителей и братьев", - рассказал Хазбиев "Кавказ.Реалии". Он считает, что к инциденту причастны власти республики, которые таким образом пытаются запугать его и не дать вернуться в Ингушетию.

С 2015 года оппозиционер находится в Чечне, куда уехал после того, как в Ингушетии в отношении него возбудили уголовное дело об угоне автомобиля и хранении оружия. Хазбиев называет свое преследование политически мотивированным и заявляет, что дело было сфальсифицировано.

23 января 2015 года, накануне митинга в Назрани, он получил информацию, что глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров дал команду не допустить участия Хазбиева в акции и вообще остановить его, утверждает правозащитник.

"Мне сказали, что меня могут убить как моих соратников Макашарипа Аушева и Магомеда Евлоева", - вспоминает Хазбиев.

В тот же день к оппозиционеру пришел замначальника ЦПЭ МВД и принес повестку с требованием явиться в отделение. Весь следующий день Хазбиев провел в полиции и на митинг не попал, а спустя два дня в дом его родителей ворвались сотрудники правоохранительных сил и задержали двух братьев и отца.

Вторжение объяснили тем, что мужчины подозреваются в угоне автомобиля. После в доме провели обыск и в одной из комнат изъяли оружие и боеприпасы. Хазбиевы заявили, что их подбросили сами правоохранители.

"Моих братьев передали оперативникам с Ростова, там их 11 месяцев продержали в изоляторе. Начальник ЦПЭ Тимур Хамхоев все обещал предоставить видео, на котором запечатлено, как они угоняют автомобиль. Ничего не дождавшись, [ростовские правоохранители] их отпустили", - говорит собеседник "Кавказ.Реалии".

Он отмечает, что после задержания родственников ему обещали прислать повестку, но потом начальник ГОВД Бисаев заявил, что просто приедет к Хазбиеву домой и задержит его силой.

Оппозиционер уехал в Чечню, где в феврале 2015 года на него было совершено покушение. После этого Хазбиеву предоставили госзащиту.

Теперь он решил вернуться в Ингушетию, несмотря на уголовное преследование.

"Прошло три года, адвокат работает, но ничего не получается, потому что судебная и правоохранительная системы работают на коррупционную власть. Поэтому я принял решение ехать и идти в ГОВД. Задержат – так задержат. По статье мне грозит максимум 4 года, если посадят – значит, отсижу. Я к этому готов, - поясняет Хазбиев. – Я посоветовался с родными и представителями моего тейпа Нальгиевых. Ко мне приезжали старейшины, они меня поддержали, сказали, что знают о фабрикации дела против меня".

Он отмечает, что 11 января он вернется в республику и представители тейпа соберутся у его дома в Назрани, чтобы предъявить ультиматум Евкурову: "Если он допустит беззаконие, ему рано или поздно придется ответить по ингушским обычаям".

"Мне предлагали уехать за границу, но я не собираюсь оставлять свою республику негодяям и сбегать. Буду продолжать борьбу, пока на территории Ингушетии не будут действовать законы и конституция Российской Федерации, - заявляет Хазбиев. – Знаете, ведь все, что происходит на Кавказе – пытки, убийства, террор – потом переносится на остальную Россию. Тут апробируется, а потом применяется по всей стране, так что всем нам надо бороться против одной преступной системы".