Главы российских регионов получат возможность избираться на свои должности неограниченное количество сроков подряд – а не только два, как сейчас. Это главный смысл законопроекта, который 27 сентября внесли на рассмотрение Госдумы глава комиссии по законодательству Совета Федерации Андрей Клишас и глава комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Павел Крашенинников (оба – единороссы). Их законопроекты, как правило, одобрены Кремлем.
Если документ примут, у президента появится больше возможностей воздействовать на региональных лидеров: выносить им выговоры и предупреждения и отправлять в отставку (глава государства, впрочем, и сейчас может уволить губернатора по "утрате доверия"). Наконец, в России больше не будет региональных президентов. Последнему из них, президенту Татарстана Рустаму Минниханову, придется исправить свой титул.
Настоящее Время обсудило эту инициативу с политологом, президентом Фонда "Петербургская политика" Михаилом Виноградовым.
– Разговоры про законопроект, обнуляющий сроки глав регионов, идут еще с лета, – рассказывает Виноградов. – И казалось, что в большей степени это касается Сергея Собянина в Москве и Андрея Воробьева в Московской области. Не сказать, что необходимость в этом экстренная, потому что можно было и раньше по согласованию с региональными парламентами как-то обнулять сроки.
Но если будет решено Собянина или Воробьева оставлять, по крайней мере технически это будет сделать реально, не потребуется даже технических усилий, не потребуется церемоний. Потому что большинство глав регионов России все-таки меньше двух сроков отработали, такая массовая ротация была сравнительно недавно. И большой проблемы до сих пор не было, но это способ немножко снизить напряжение, если речь идет о Москве и Подмосковье, подобно обнулению Путина, – чтобы иметь большую свободу маневра при решении вопросов.
– Вы говорите, что это попытка снизить напряжение. Но не вызовет ли это, наоборот, еще большее напряжение у общества?
Иногда проблема не в том, чтобы убрать существующего [губернатора], а в том, чтобы согласовать понятную, всех устраивающую фигуру, не вызывающую большой аллергии
– Мы сейчас говорим прежде всего об элитном напряжении. Что касается Собянина и Воробьева, у них бывают разные моменты отношения к ним граждан. Таких очевидных персон, которые номинируются на позицию глав этих регионов, наверное, в паблике сейчас нет. Поэтому понятно, что эти вопросы решают, так или иначе, закрытым путем. Здесь уже вопрос к умению Собянина и Воробьева подобное направление принять (и тот, и другой периодически номинируются на разные позиции на федеральном уровне) и не совершить ошибок, не вызывать всплеск негатива в отношении к власти. Так или иначе, и Собянин, и Воробьев обычно такую необходимость понимают, хотя срывы иногда и случались.
– Как думаете, откуда идет инициатива: сверху из Кремля, администрации президента, или снизу, от самих губернаторов?
– Скорее, это федеральная инициатива, потому что в данном случае федеральный центр хочет иметь свободу рук, чтобы, может быть, либо дать определенность Воробьеву и Собянину, либо наоборот, чтобы до последнего не было ясно, чтобы была такая магия непредсказуемости, которая является отчасти одним из элементов природы отправления власти.
Поэтому это в большей степени федеральная история, хотя, опять же, у федералов двойственное отношение к ротациям губернаторов. Иногда они позволяют сбросить ту усталость, которая есть у населения в связи с несменяемостью всех элит – и федеральных, и региональных, – и, поменяв региональные, предъявить: смотрите, у нас ротация, у нас сменяемость, а нас критикуют враги.
– Губернаторам за что такая награда? За то, что выборы хорошо для власти проводят?
– Я бы не называл это непосредственно наградой. Во-первых, оставлять их пока не решили окончательно. Во-вторых, так про Собянина периодически говорили, про возможность его премьерства или каких-то еще позиций. Про Воробьева тоже. Но разные были прогнозы.
Иногда проблема не в том, чтобы убрать существующего, а в том, чтобы согласовать понятную, всех устраивающую в той или иной степени фигуру, не вызывающую какой-то большой аллергии. Поэтому это способ взять какую-то паузу и не копить напряжение в элитах, когда все будут прикидывать, "кого на Москву", куда там Собянина и так далее.
– В законопроекте содержится требование называть руководителей регионов не иначе, как главами. Но есть, например, Республика Татарстан, где регионом управляет не глава, а президент. Эта практика будет устранена?
– Татарстан, так или иначе, всегда умеет договариваться. Я думаю, значимость республики в последнее время не снизилась. Наоборот, говорили о неком повышении лоббистского веса Татарстана. Поэтому я пока бы не ставил все точки над ё, договоренности об исключениях возможны, я бы дождался развязки.
– Какова, по вашему мнению, вероятность принятия этого законопроекта?
– Стоит дождаться какого-то оформления. Так или иначе, просто так такие законопроекты не появляются. Хотя по ходу обсуждения, так, как это было с конституционной реформой, возможны самые неожиданные и не только косметические коррективы.
- В ближайшие годы истекают сроки полномочий 22 глав российских регионов. В частности, в этом списке: мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев (сроки заканчиваются в 2023 году), глава Крыма Сергей Аксенов (полномочия истекают в 2024-м), президент Татарстана Рустам Минниханов (в 2025-м) и глава Чечни Рамзан Кадыров (в 2026-м).
- Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремлю известно о данной инициативе, однако оценивать ее рано. Обсудить предложение можно будет, лишь когда начнется его проработка в парламенте, добавил Песков.