Дагестанские чеченцы обеспокоены бездеятельностью нового руководства республики в вопросе восстановления Ауховского района.
На днях в Хасавюрте прошел 10-й по счету Съезд чеченцев Дагестана. Всего на форум было избрано свыше 200 делегатов от всех населенных пунктов компактного проживания чеченцев в регионе. В качестве гостей были приглашены представители Народного собрания и Министерства по национальной политики республики, а также гости из Гудермесского района Чечни.
Справка
В Дагестане живет около 94 тыс. человек. Это примерно 3,2% населения республики и более 6,5% от всех чеченцев, проживающих в РФ.
Исполнение программы переезда лакского населения Новолакского района на новое место и выборы состава Общественного совета чеченцев - главные темы форума.
Больше всего внимание было приковано к выступлению депутата Госдумы Бувайсара Сайтиева. Он отметил, что чеченцы - единственные в республике из числа титульных народов, не имеющие своего района.
Созданный по предложению Сайтиева Общественный совет Съезда должен стать мобильной группой, призванной оперативно решать проблемы, возникающие на местах компактного проживания чеченцев в Дагестане.
Участники Съезда отметили, что власти, как в Махачкале, так и в Москве, не возражают против восстановления Ауховского района. Но они призвали ускорить процесс переселения лакцев в новый район под Махачкалой с учетом того, что все необходимые условия для новых переселенцев созданы давно: построены дома, детские сады и школы, больницы и объекты социального назначения.
Дагестанские чеченцы настаивают, что Ауховский район должен быть восстановлен в его прежних границах, в которых он был упразднен на момент депортации из него чеченцев в 1944-м году. Однако именно в этом вопросе чеченцы Дагестана не находят поддержки со стороны республиканских властей, которые готовы воссоздать район, но без включения в него основополагающих сел местных чеченцев - Ленинаула и Калининаула.
Территории этих двух населенных пунктов практически составляют одну треть Ауховского района, ныне входящие не в Новолакский, а в Казбековский район Дагестана. Но чеченцы Дагестана без включения этих двух сел не считают полноценным восстановление своего исконно исторического района.
Справка
Ауховская проблема ведет свой отсчет с депортации чеченцев 23 февраля 1944 г. С 1957 года вопрос о воссоздании Ауховского района чеченцами ставился постоянно перед властями Дагестана и России. В дореволюционный период эти земли входили в Нагорный округ Терской области, после реорганизации – в Хасавюртовский округ Терской области. С 1921 года Аух был включен в состав Дагестанской области. Два населенных пункта в Казбековском районе: Калининаул (Юрт-Аух) и Ленинаул (Акташ-Аух) являются наиболее спорным в решении вопроса о восстановлении Ауха, это родовые села двух чеченских тейпов – Аккхий и Пхарчкхой.
Один из делегатов съезда Арби Батырсултанов в комментарии для "Кавказ.Реалии" подчеркнул, что чеченцы Дагестана добиваются только одной цели – найти свое достойное место в обществе народов республики и хотят придти к этому в тесной координации с властями в Махачкале.
В дагестанском сегменте соцсетей неправильно истолковали сам факт проведения съезда, выдав его за стремление объединить в перспективе Ауховский район с Чечней.
Комментируя эти разговоры для "Кавказ.Реалии" общественный деятель Имран Батаев пояснил, что подобные трактовки целей форума не имеют под собой никаких оснований. Ни на съезде, ни в самой чеченской общине вопрос в таком ракурсе не ставился и не обсуждался, заверил он.
По мнению участника съезда Руслана Караева, "все досужие разговоры по поводу отделения или отторжения чеченцев Дагестана - от лукавого": "Нет под ними ни прагматики, ни романтики. Цель тех, кто их распространяет - помешать полной интеграции дагестанских чеченцев в культуру, экономику, науку, спорт, производство родной республики".
Другой представитель чеченцев Дагестана в беседе с редакцией предположил, что возникновение различного рода инсинуаций вокруг работы форума могло быть связано с его недостаточным информационным сопровождением со стороны организаторов.
По его мнению, необходимо было вести прямую видеотрансляцию в интернете, что позволило бы избежать нежелательных кривотолков и продемонстрировать, что все требования чеченцев полностью согласуются с законами республики и интересами дагестанского общества.