Ссылки для упрощенного доступа

Жертвы режима КТО


Житель Чечни, раненный военными в 2016 году, обратился в Европейский суд с жалобой на нарушение права на жизни и правовую защиту: следствие семь раз отказывало в возбуждении уголовного дела в отношении силовиков.

31 мая 2016 года житель чеченского села Сельментаузен Кури Ширваниев с сыном Мовсуром и односельчанином Асвадом Хаджимурадовым шли к стойбищу скота, которое располагалось недалеко от села. Примерно в двух километрах от населенного пункта они заметили вооруженного военного. Поскольку силовик не подавал им никаких знаков, мужчины продолжили путь. Внезапно по ним открыли огонь: Кури получил ранение в живот, его сын и односельчанин не пострадали.

Военные приказали подойти к ним с поднятыми руками, а потом лечь на землю. Асвад и Мовсур требование выполнили, пояснив, что Кури ранен. Когда Мовсур попытался узнать, что с его отцом, один из силовиков ударил его прикладом автомата по голове. После военнослужащие вызвали вертолет, который доставил Кури в Грозный. Его спутников отвезли в воинскую часть, но спустя 1–2 часа отпустили. Никаких обвинений сельчанам не предъявили.

Кури диагностировали сочетанную травму живота и таза, кровоизлияние в брюшную полость, геморрагический шок; в результате огнестрельного ранения у него были значительно повреждены разные отделы кишечника, говорится в сообщении правозащитного центра "Мемориал", который представляет интересы потерпевшего.

Почти два месяца мужчина находился в больнице, за это время он перенес пять операций на кишечнике. После Ширваниева еще несколько раз госпитализировали. Ему установили инвалидность второй группы.

После инцидента жена Кури обратилась Военную прокуратуру по Веденскому району с заявлением о преступлении, позже она также обратилась в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, Главную военную прокуратуру.

Судмедэксперт квалифицировал повреждения Кури как тяжкий вред здоровью, однако следователь шесть раз отказывал в возбуждении уголовного дела. Впоследствии эти постановления об отказе отменяли, указывая, что следствие должно было выяснить, знали ли мужчины о введении режима контртеррористической операции, могли ли они услышать команды военных, а также провести экспертизу порядка действий и применения оружия военными.

Ничего этого следственные органы не сделали. В апреле 2017 года следователь вынес седьмое постановление об отказе в возбуждении дела. В документе указывалось, что пострадавший и его спутники знали о введении режима КТО, поскольку участковый уведомил об этом сельчан. Также, по утверждению одного из военных, услышав команды "Стой! Руки вверх!" и "Стой, стрелять буду!", Ширваниевы и Хаджимурадов попытались скрыться, после чего шесть военных стали стрелять в их направлении.

Кури подал в суд очередную жалобу на постановление об отказе в возбуждении дела. В ее удовлетворении мужчине отказали.

В мае 2018 года Ширваниев обратился в ЕСПЧ. В его заявлении указано нарушение статей 2 (право на жизнь) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции о защите прав человека.

"Согласно практике Европейского суда, применение властями силы, не приведшее к смерти человека, в определенных случаях может рассматриваться в свете статьи 2 Конвенции, гарантирующей право на жизнь. Ситуация Ширваниева, на наш взгляд, является именно такой. Характер воздействия, примененного военными, – стрельба шести человек из автоматического оружия на поражение – и тяжесть повреждений, нанесенных заявителю, свидетельствуют, что его жизнь находилась в опасности", - прокомментировала юрист "Мемориала".

XS
SM
MD
LG