Ссылки для упрощенного доступа

В Алеппо всё спокойно


Временный лагерь для беженцев в Сирии под городом Эр-Ракка, 2017 года
Временный лагерь для беженцев в Сирии под городом Эр-Ракка, 2017 года

Верховный суд России отказал сирийцам в убежище

Верховный суд России отклонил жалобу десяти сирийцев на отказ предоставить им временное убежище. В определении суда говорится, что в Сирии проходит контртеррористическая операция, а не военное противостояние, поэтому на родине заявителям не грозит преследование и бесчеловечное отношение. Ранее в предоставлении временного убежища гражданам Сирии, обратившимся в Верховный суд, отказал суд Октябрьского района города Иваново.

Верховный суд отказался рассматривать кассационную жалобу десяти граждан Сирии на решение суда предыдущей инстанции, мотивировав это следующим образом:

"Значительное число населенных пунктов Сирии присоединилось к режиму прекращения огня, на территории республики проводятся гуманитарные акции, оказывается медицинская помощь. С Сирией имеется авиационное сообщение. Происходящие на территории Сирии события имеют специфические характеристики контртеррористической операции, а не классического военного противостояния с ярко выраженной линией фронта".

В определении Верховного суда говорится, что истцы не могут подвергнуться на родине "личному преследованию и бесчеловечному отношению". Адвокат Ирина Соколова, представляющая интересы сирийских заявителей, в интервью Радио Свобода заявила, что Верховный суд России проигнорировал позицию международных организаций по гуманитарной ситуации в Сирии:

– Верховный суд расценивает ситуацию в Сирии как локальную контртеррористическую операцию и делает выводы, что в Сирии сейчас благополучная обстановка и туда можно возвращать сирийцев. Но международное сообщество рассматривает ситуацию иначе. В частности, Европейский суд по правам человека 21 ноября 2017 года в одном из своих постановлений по поводу высылки сирийцев сформулировал другую позицию. Они говорят о том, что ситуация в Сирии неблагополучная, высок риск для жизни и свободы людей и высылка сирийцев на родину преждевременна и будет нарушать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Я, как юрист, руководствуюсь постановлением Верховного суда РФ, которое рекомендует нижестоящим судам руководствоваться в данных вопросах докладами ООН и других международных организаций, в том числе правозащитных. Получается, что Верховный суд сам проигнорировал свои собственные рекомендации. Мы же ссылались в своих кассационных жалобах на доклады ООН, у нас было заключение Верховного комиссара по делам беженцев конкретно по каждому доверителю. А Верховный суд, видимо, руководствовался исключительно одним единственным источником – бюллетенями Министерства обороны Российской Федерации.

Сирия, лагерь для беженцев
Сирия, лагерь для беженцев

Адвокат Ирина Соколова не исключает возможности обращения в ЕСПЧ с жалобой на отказ российских судов предоставить сирийцам временное убежище, однако решение об этом ее доверители пока не приняли.

Координатор программ комитета "Гражданское содействие", занимающегося помощью беженцам, Наталья Гонцова в интервью Радио Свобода рассказала, что отказ в предоставлении или продлении временного убежища гражданам Сирии – обычная практика российских миграционных ведомств и судов, однако до недавнего времени в регионах ситуация с этим обстояла лучше, чем в Москве и Московской области:

– Когда в Сирии начались военные действия, практически все, кто обращались, получали временное убежище, но буквально через год-полтора все это закончилось, и вот уже с 2015 года началась тенденция к снижению количества выдаваемых статусов. В Москве и Московской области отказ во временном убежище – уже давно обычная практика. Но мы уже обратили внимание, что даже в других регионах России местные суды начали отказывать людям в продлении убежища или в предоставлении убежища, точнее, начали поддерживать Управление по вопросам миграции Главного управления МВД России (УВМ ГУ МВД) в отказах. До Верховного суда, насколько мне известно, дело дошло впервые. Решение Верховного суда фактически переписано с аналогичных решений местных судов, например, Басманного суда в Москве, Мосгорсуда, Мособлсуда. Одинаковые решения выдаются уже очень долгое время. А местные суды переписывают это из решений миграционных ведомств. Ну а УВМ ГУ МВД ссылается лишь на информацию МИД России и никаким образом не рассматривает страноведческую информацию, которая, например, предоставляется УВКБ ООН или международными правозащитными организациями, такими как Human Rights Watch. То есть они делают вывод только на основании каких-то очень узких источников, которые даже не типичны и не делают специальный анализ касательно беженцев.

Сирийская девочка в школе для беженцев в Ногинске
Сирийская девочка в школе для беженцев в Ногинске

По оценкам "Гражданского содействия", в России сейчас находится около 10 тысяч сирийцев. При этом согласно официальной статистике от января 2018 года, временное убежище имеют 1128 человек, двое получили статус беженца.

Нынешнюю ситуацию в Сирии Наталья Гонцова оценивает как нестабильную. К тому же, по ее словам, многие сирийцы, которые обращаются за временным убежищем, лишились на родине жилья или могут быть подвергнуты политическому преследованию:

– Несмотря на то, что военные действия в каких-то местах там затихают, мир еще не объявлен, и неизвестно, не начнутся ли снова боевые действия и вообще какие новые повороты в этом конфликте могут начаться. В основном те сирийцы, которые приходят к нам, приехали из Алеппо. А это город, который пострадал больше всего в конфликте, многие дома там разрушены, и людям просто некуда возвращаться. Практически вся территория Сирии была захвачена военными действиями, и очень многие люди остались без крыши над головой. Не все уехали в Европу или в другие страны, внутренне перемещенных лиц тоже очень много. Ни жилья, ни работы, ни нормальных школ для их детей – для них сейчас нет. Если взять опыт европейских стран, то даже после того, как конфликт исчерпан, людей не лишают статуса беженца или временного убежища, потому что всем понятно, что вернуться в страну, которая подверглась большим потрясениям, очень сложно. Ну и учитывая то, что мы слышим о практиках действующего правительства, доверять этому режиму невозможно. Поэтому нельзя утверждать, что мы можем быть уверены в безопасности сирийцев при их возвращении на родину, – говорит координатор программ комитета "Гражданское содействие" Наталья Гонцова.

Руины в Алеппо, ноябрь 2017 года
Руины в Алеппо, ноябрь 2017 года

Гражданская война в Сирии началась в 2011 году. В сентябре 2015 года российские вооруженные силы выступили в конфликте на стороне режима Башара Асада. В декабре 2017 года Кремль заявил о выводе основной группировки войск из Сирии.

В 2016 году ООН определила, что 13,5 млн сирийцев нуждаются в гуманитарной помощи, из них более 6 млн были вынуждены сменить место жительства внутри страны. В 2017 году Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявило о том, что Сирию покинули 4,8 млн беженцев.

Светлана Павлова, Радио Свобода

XS
SM
MD
LG