Ссылки для упрощенного доступа

Тяжелая ноша свадеб и похорон


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Прислушаются ли осетины к голосу старейшин, призывающих к ограничению ритуальных расходов?

Старейшины Северной Осетии предложили установить символическую сумму ритуальных пожертвований. Инициатива прозвучала в городе Алагире, где собрались представители общественной организации "Высший совет осетин" (ВСО) и алагирского отделения организации "Ныхас". Встреча состоялась в рамках проекта "Старшее поколение", который реализует "Единая Россия". Именно пресс-служба регионального отделения партии власти и распространила информацию о том, что ВСО предложил установить символическую сумму для пожертвований на праздничных и траурных мероприятиях.

Реакция в соцсетях не заставила себя ждать: от откровенного стеба до подозрений в маразме. Вскоре новость об этом с проправительственного ресурса "15-й Регион" удалили. Но это уже не остановило поток сарказма в виртуальном пространстве.

Однако если разобраться, то проблема размеров традиционного пожертвования и в самом деле давно назревала. Многие в Северной Осетии, чтобы не ударить лицом в грязь, стараются жертвовать сумму не меньше, чем другие.

Те же похоронные традиции в Осетии претерпели мало изменений за многие десятилетия. Как и в прошлые века, на похороны в республике приезжают из дальних населенных пунктов. Зачастую многие бывают незнакомы с семьей усопшего, но прибывают на ритуальные мероприятия вместе с соседями. По обычаю, каждый пришедший на похороны дает материальную помощь: во Владикавказе посторонние в среднем оставляют по 1000 рублей, в селах, где уровень жизни ниже, 500 рублей. За счет этих денег компенсируются расходы семьи умершего на проведение поминального обеда (после похорон за стол приглашаются все пришедшие, а шатры устанавливают минимум на 300 человек), установку памятника и поминок, которых на протяжении года после даты смерти бывает около десятка.

Проведение многочисленных поминок весьма накладно для средней семьи, которая надевает траур. "Высший совет осетин" в прежние годы не раз поднимал вопрос о сокращении поминальных обрядов. Но ломать вековые традиции мало кто стал.

Новые инициативы идут еще дальше. Так, совет старейшин предложил отказаться от поминального обеда в день похорон и приема денег на других ритуальных мероприятиях (например, сороковины), а главное рекомендовал посторонним людям, пришедшим на похороны, сдавать не более 500 рублей.

Свадебные рекомендации тоже носят весьма любопытный характер. Так, предлагается ограничить свадебный бюджет 150 тысячами рублей (вместо ставших уже "стандартными" 1-1,5 млн рублей), отказаться от подарков для родных жениха и невесты и даже уменьшить ассортимент праздничных блюд. Более того, сократить количество алкогольных напитков, а женщинам и вовсе не подавать их.

Все эти меры, как отметили авторы идеи, позволят сократить ритуальные и праздничные расходы, которые порой сильно бьют по кошельку жителей Северной Осетии.

Однако пользователи соцсетей не оценили заботу об их же семейных бюджетах. Инициативы общественников подвергли критике.

"Все мы знаем, что похороны обходятся минимум от 80 000, свадьба от 1200-1500 на каждого приглашенного. Это, не считая других расходов. Многие в Осетии смогут это себе позволить? Проблем станет больше если мы начнем придумывать искусственные выходы на уровне новых порядков и правил", - пишет в Фейсбуке Олег Кантемиров.

Юрист из Москвы Сослан Батыров, однако, не торопится критиковать идею. К мыслям общественников, по его мнению, вполне можно прислушаться.

"Нельзя так буквально все понимать и принимать. Почему бы не установить какой-то общепринятый минимум. Многие не тянут ставки, которые негласно устанавливаются, и им становится не по себе записывать меньше. А если будет какое-то разумное обоснование, и это сумма (например, 300 рублей) будет приемлемой, то это облегчит ситуацию для многих малоимущих. Бывают в Осетии такие надели и месяцы, по результатам которых не только заработка не хватает, но и занимать приходится, чтобы везде записать. Это тоже неправильно. Дома холодильник пустой, а человек на мероприятии последние деньги отдаёт, чтобы не быть хуже других", - отмечает Батыров.

Заслуженный работник культуры Северной Осетии, радиоведущая Залина Налдикоева, свою очередь, сомневается, что эта идея жизнеспособна. Даже если она выльется в какую-то официальную рекомендацию. "Авторы задумки неспроста подняли этот вопрос. Экономический кризис коснулся каждого, доходы людей сократились. Но при этом никто не отменял ритуальные и праздничные мероприятия, на которые жители республики продолжают исправно ходить и, соответственно, нести существенные траты", - рассказала "Кавказ.Реалии" Налдикоева, которая в своих передачах нередко поднимает вопросы культуры и традиций осетин.

Она отметила, что у представителей ВСО бывает много различных идей, в том числе по конкретным датам национальных праздников. Однако они практически не приживаются. "Сложно ломать устоявшиеся традиции. Даже если в душе кто-то и согласился бы с символической суммой, на деле все равно будет поступать по принципу "как принято". С теми же рекомендуемыми датами праздников мы это уже проходили", - добавила Налдикоева.

Один их членов ВСО Петр Езеев, представляющий Ирафский район республики, дзуары лаг (пер. с осет. - смотритель за святилищем) села Галиат советует все же не воспринимать эту идею в штыки и прислушаться к совету старейшин. "Во все времена пожертвования носили посильный характер. Сейчас же многие, видя, что кто-то оставляет 3000 рублей, стараются не отставать от него. Для чего? Нет ничего постыдного в том, что кто-то оставит меньшую сумму, те же 500 рублей. Финансовые возможности у всех разные. Не раз сталкивался с тем, что кто-то не смог пойти на похороны из-за нехватки средств", - рассказал "Кавказ.Реалии" Езеев.

XS
SM
MD
LG