Ссылки для упрощенного доступа

На праздник с цветами, в быту на привязи: формальное и реальное положение женщин в Чечне


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В Чечне торжественно отметили День чеченской женщины, сопровождаемый массовыми поздравлениями и культурными мероприятиями. Однако за фасадом праздника скрывается реальность: женщины региона ежедневно сталкиваются с давлением, домашним насилием и ограничениями, глубоко укоренёнными в патриархальных традициях и политических условиях. О том, каково быть женщиной в республике, — в материале Кавказ.Реалии.

За одну женщину – двоих мужчин

В минувшее воскресенье ранним утром чиновники целыми делегациями отправились в Ахмат-Юрт, чтобы поздравить женщин из тейпа Рамзана Кадырова, а в своих официальных аккаунтах рассказали о "святости" и "особом положении" женщин. На городских улицах раздавали цветы и платки, прошли праздничные концерты и творческие вечера.

День чеченской женщины учрежден в 2009 году в память о девушках, совершивших самоубийство, чтобы не достаться в руки русских солдат – после уничтожения села Дади-юрт в 1819 году в ходе штурма царскими войсками.

В этот день глава Чечни традиционно поздравляет женщин, обещая делать "все необходимое", чтобы они чувствовали себя "самыми счастливыми в мире". Омбудсмен республики Мансур Солтаев в честь даты обычно заявляет, что женщины в республике "свободны и защищены", и проблем с насилием в отношении них и быть не может.

В определенном смысле он прав: в чеченском обществе предки действительно ценили и уважали женщину, по древним родовым адатам за убийство женщины полагалось убить двоих мужчин. Ее роль в обществе была настолько велика, что снятый с ее головы платок мог остановить самую ожесточенную ссору между двумя мужчинами-вайнахами.

Однако в повседневной жизни женщины Чечни сталкиваются с постоянным давлением и ограничениями. Для многих чеченских женщин жизнь – это постоянное балансирование между долгом перед семьей и невозможностью быть собой. Именно так описывает свое существование Зарета из Грозного: "Иногда кажется, что весь мир ждет от меня только выполнения обязанностей, никто не спрашивает, а что бы я хотела, и потому мои собственные мечты давно ушли на второй план. Быть чеченкой непросто, но мы приучены, и для нас это естественно. Сложности, конечно, бывают, но я их воспринимаю как часть своей жизни, как свой долг, как свой удел".

"Мои собственные мечты давно ушли на второй план"

Жизнь в Чечне для 40-летней Луизы – "как ходить по минному полю". Один неосторожный шаг или слово могут иметь последствия: осуждение, давление, непонимание, перечисляет она. "У меня нет другого выбора. Трое детей, муж, больная мать. Ну куда я денусь? А так, давно уехала бы отсюда", – с горечью говорит она.

Хеда из Грозного вернулась в Чечню, прожив в Европе более 20 лет, в надежде, что там ей будет спокойнее, но разочарование не заставило себя долго ждать: "Вернувшись в Чечню, я думала обрету покой, счастье, родные рядом, открыла небольшой бутик европейской одежды в центре Грозного. Несмотря на то, что в Чечне почти все ходят покрытые, у меня были свои покупатели, магазин приносил доход, но смущали все эти правила и трудности, о которых я раньше и не догадывалась. Нужно было быть осторожной дома, на улице, в соцсетях. Я не ношу платок, но вынуждена была покрываться: во многие учреждения просто не запускали. Последней каплей стало для меня собрание в муфтияте республики (имеется в виду недавняя встреча с владельцами магазинов женской одежды, салонов красоты и представителями модельной индустрии – Прим. ред.), я продала свой магазин и вернулась в Германию. Я поняла, что в этой грубости, в этом хаосе, в жестких рамках я не смогу находиться. Да, Чечня – мой дом, там мои корни, традиции моих предков, но не было той свободы, к которой я привыкла. Я не смогла там адаптироваться".

За красивыми словами о святости женщины стоит реальность, где каждая чеченка чувствует на себе бремя общественного давления, призналась одна из жительниц Чечни в разговоре с Кавказ.Реалии: "Каждый раз, выходя из дома, я понимаю, что в случае чего меня не защитит ни закон, ни брат, ни отец. Тебя поставят перед камерами ЧГТРК "Грозный", опустят всю твою семью, будут читать морали и требовать "воспитать дочь". Это самое страшное, когда у тебя нет права на защиту".

Святость без прав

Быть женщиной в Чечне сегодня – значит жить в обществе, где традиционные ценности, исламские нормы и патриархальные устои играют очень большую роль, отмечает представительница объединения PeaceWomen Across the Globe в Бельгии Фатима Газиева.

"Женщины зачастую берут на себя ключевые обязанности по дому, воспитанию детей, поддержанию семейных традиций и сохранению репутации семьи. Вместе с тем, повседневные трудности могут включать: ограниченные возможности для самореализации в профессиональной сфере из-за ожиданий, что женщина должна в первую очередь быть хранительницей домашнего очага; социальное давление в вопросах внешнего вида (обязательное соблюдение дресс-кода, ношение платка); зависимость от семьи или мужа в принятии важных решений; риск осуждения или давления, если женщина проявляет чрезмерную самостоятельность", – перечисляет она.

Последние годы женщины в Чечне всё активнее участвуют в общественной жизни, получают образование, открывают собственное дело, но это всегда происходит в рамках, которые общество считает приемлемыми, считает Газиева.

Чеченская женщина считается защищенной и уважаемой, и существующие ограничения не являются проблемами морали или нравов чеченского общества, а напрямую следуют из политики российских властей, считает политолог Руслан Кутаев.

"В семье чеченская женщина действительно защищена. Женщина чеченском обществе всегда играла очень большое значение, сакральное значение: когда-то за одну убитую женщину убивали дух мужчин. Не просто каких-то там бедолаг, а состоявшихся мужчин-воинов. Я не думаю, что женщина ограничена с точки зрения получения образования, продвижения по должности. Конечно, порой женщина входит в конфликт с существующим строем. Бывает, что их преследуют не по праву, не по закону задерживают – в силу каких-то политических взглядов, в силу несовместимости этих взглядов с существующим режимом", – отмечает он.

Здесь можно вспомнить случай Марьят Баталовой, 64-летней жительницы Грозного, которую подвергли пыткам после того, как на поминках по убитому в Украине сыну соседей она сравнила земляков, которых забирают на так называемую "специальную военную операцию", – с российскими солдатами, пришедшими с войной в Чечню. Через несколько дней чеченские силовики забрали Баталову и увезли в неизвестное место: по данным журналистов "Вот Так", пожилую женщину подвергли пыткам, в том числе с применением электричества. Ее освободили после того, как родственники заплатили выкуп – 350 тысяч рублей.

Социолог из Чечни на условиях анонимности обращает внимание на то, что женщины все же остаются под давлением общества: "Политическая система действительно накладывает дополнительные ограничения, но надо помнить и о социальных нормах внутри общества. Даже если женщина внутри семьи и защищена, она все же зависима от общественного мнения: соседей, многочисленной родни, местной власти. Мы знаем, что общественное осуждение и страх перед позором часто оказывается сильнее".

С исторических времен, когда за убитую женщину забирали жизнь двух мужчин, в чеченском обществе многое изменилось, отмечает социолог. В современной реальности эти эпитеты и символы мало кого способны защитить: традиции охраняют лишь образ женщины, но не ее право на самостоятельность и безопасность, резюмирует она.

  • В Духовном управлении мусульман Чечни прошла встреча с владельцами магазинов женской одежды, салонов красоты и представителями модельной индустрии. Бизнесу указали, какая реклама считается допустимой, как следует подавать одежду и в каком формате моделям разрешено работать, не нарушая "традиционных устоев". По словам чиновников, через сферу красоты и моды "разрушается имидж республики", чего власти намерены не допустить. В чем здесь дело – в защите традиций или в выборочном контроле – разбирался сайт Кавказ.Реалии.
  • С начала года сотрудники силовых структур в Чечне похитили сотни местных жителей. Это только те, о ком стало известно живущим за границей чеченским активистам. По их информации, среди жертв есть женщины, дети, люди с тяжелыми заболеваниями. Как минимум несколько человек погибли от пыток, многие другие – оказались на войне. Сайт Кавказ.Реалии разбирался, как в 2025 году в Чечне исчезают люди.
XS
SM
MD
LG