Ссылки для упрощенного доступа

"Ничему жизнь не учит!"


Так выглядит сегодня мемориал памяти жертв пожара
Так выглядит сегодня мемориал памяти жертв пожара

Первая годовщина пожара в Кемерове, погубившего 60 человек

Ровно год назад в Кемерове сгорел ТРК "Зимняя вишня", в котором погибли 60 человек, в основном дети. Как будто подгадав к этой черной дате, в Польше задержали скрывшегося от следствия совладельца комплекса Вячеслава Вишневского, сообщает Следственный комитет. Он же был генеральным директором ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" –​ основной компании-владельца торгового центра.​ Следствие считает, что Вишневский дал взятку трем другим фигурантам дела "Зимней вишни". Ранее его арестовали заочно и объявили в международный розыск. Решается вопрос об экстрадиции.

Памятный камень, с десяток игрушек и скромные букеты – всё, что осталось от былого мемориала памяти жертвам пожара в "Зимней вишне". На месте трагедии дежурят волонтеры.

– С 20-го числа тут стоим, – говорит один из них. – Следим за игрушками. Сказали, что до 26-го будем так стоять.

Так выглядел мемориал год назад
Так выглядел мемориал год назад

25 марта 2018 года пожар в "Зимней вишне" унёс жизни 60 человек, среди которых 37 детей. Причина трагедии – короткое замыкание на светильнике. Теперь на месте бывшего торгового центра пустырь. Здание снесли ещё в прошлом году – сегодня там строится памятный сквер. По плану, его должны были построить ещё к сентябрю прошлого года, однако сроки постоянно сдвигались.

После того, как губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв заявил о начале сносе здания, прокуратура остановила эти работы. Оказалось, что следователи ещё не закончили работу на месте. Потом сквер обещали к 1 июня этого года, ко Дню защиты детей. Но и здесь не успели. Новый срок – 1 сентября. Сейчас на месте трагедии гидромолот долбит пока ещё не оттаявший, мёрзлый грунт.

Огороженная стройплощадка сквера. Там, где раньше стояла "Зимняя вишня"
Огороженная стройплощадка сквера. Там, где раньше стояла "Зимняя вишня"

– Постоянный грохот, – рассказала местная жительница Светлана Игнатьева. – Зимой почти ничего не делали, а как потеплело, так они снова начали. Я живу в доме напротив, так у нас от этих отбойных молотков стены трясутся. Думали, уж к весне закончат, а тут до сентября отложили.

Строительные шумы раздаются и с территории школы №7, где в дни трагедии располагался штаб МЧС. Пережившую ремонт в "доисторические" времена школу начали приводить в порядок, лишь после того, как осыпающиеся коридоры с убитыми горем родственниками промелькнули на всех федеральных телеканалах.

В школе, где был штаб, идет ремонт. Впервые за многие годы
В школе, где был штаб, идет ремонт. Впервые за многие годы

– Детей "переселили" в университет неподалёку, – рассказал один из рабочих. – Они там с сентября не учатся. А внутри капитальный ремонт идёт. Всё переделываем, вентиляции, системы кондиционирования, и даже подвал. Внутри, кстати, уже почти всё готово.

Один за другим в Кемерове после того пожара закрываются торговые центры и кинозалы. Только за последние несколько месяцев работы лишились сотни предпринимателей. Так, в столице Кузбасса пустуют ТЦ "Аврора" и "Лён", закрывался на реконструкцию кинозал в ТЦ "Гринвич".

После трагедии в "Зимней вишне" в регионе вновь стали проводить учения спасателей. Сотрудник МЧС на условиях анонимности рассказал, что их отменили ещё несколько лет назад. Теперь возобновили было, но из-за того, что руководство областного МЧС экономило на обмундировании и технике, учиться, по сути, не на чем, да и некому:

– Мы лишь оттачиваем навыки на местности, – говорит собеседник "Сибирь.Реалии". – А вот соответствует ли школа или торговый центр требованиям пожарной безопасности, решают специалисты Госпожнадзора. Года три назад их сократили. Оставили человек по 6-7 на район, да и те в бумажках зашиваются. После "Зимней вишни" обещали расширить штат, но пока ничего не изменилось.

По словам сотрудника МЧС, после трагедии в "Зимней вишне" в МЧС мало что изменилось. Та же старая техника – те же сокращения штата:

– Нам вот обещали поменять старый ЗИЛ, который с 90-х годов, а может и старше. Приезжала московская проверка из министерства. Тоже говорили, что надо менять. В планах есть, а вот когда поменяют – неизвестно. Обещали, что увеличат штат до 16 человек в пожарном расчёте. Как было в советские времена. Но пока у нас осталось в среднем по 10 человек, иногда меньше, если кто-то на больничном, или в отпуске.

Изменилось отношение к спасателем у жителей региона. По словам сотрудника МЧС, люди стали вести себя агрессивно:

– Приезжаешь на вызов, а они тебя сразу в штыки воспринимают и даже с вилами на тебя идут. Пытаются учить, что нужно делать и как нам работать.

Дела уголовные

В списке подсудимых сегодня – 15 человек. Среди них: бывшая начальница Гостройнадзора Кузбасса Танзиля Комкова,начальник надзорной деятельности регионального МЧС Григорий Терентьев, глава областного МЧС Александр Мамонтов, пожарные Андрей Бурсин и Сергей Генин, охранник Сергей Антюшин, а также руководство торгового центра. Их обвиняют в халатности, растратах, мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и взяточничестве. Многие дела уже направлены в суд. Все обвиняемые находятся под стражей.

Экс-глава областного МЧС Александр Мамонтов в зале суда
Экс-глава областного МЧС Александр Мамонтов в зале суда

– Время от времени приглашают на заседания, но я не хожу, – рассказал "Сибирь.Реалии Александр Ананьев. – Через некоторое время после трагедии с женой переехали в другой город.

Александр потерял в пожаре трех дочерей: Майе и Ксении было по 11 лет, Валерии – 5. 25 марта прошлого года он одним из первых примчался к месту происшествия, где пытался указать пожарным путь на четвёртый этаж, к заблокированным людям. Но спасатели пошли в другую сторону за охранником, на чём и потеряли драгоценное время.

– У меня к Следственному комитету нет абсолютно никаких претензий, – говорит Ананьев. – Я считаю, что СК выполняет всё возможное и невозможное для расследования. Но у меня есть вопросы к прокуратуре, которая должна выступать в качестве обвинителя на суде. Все претензии отражены в обращении к президенту Владимиру Владимировичу Путину.

Письмо подписали 158 человек и направили в приёмную президента 19 марта. В нём родственники просят прислать "на подмогу" из Москвы представителей Генеральной прокуратуры.

– Мы считаем, что прокуратура встала на сторону МЧС, – говорит Ананьев. – На сторону Мамонтова, когда было первое заседание по вопросу о необходимости его заключения под стражу. Прокуратура вела себя непрофессионально, нормально не могла сформулировать свои мысли. Это привело к тому, что процесс затянулся. Также на одном из заседаний по Генину прокуратура без каких-либо оснований поменяла свою позицию, встала на изменение меры пресечения, хотя в принципе аргументированных оснований для этого не было.

Несбывшиеся надежды

Что касается выплат, то семьи погибших до сих пор не получили всех обещанных денег.

– Я подтверждаю, что от собственника не получено ни копейки компенсации, – рассказал Александр Ананьев. – С нами взаимодействуют только местные власти, причём, достаточно плотно. Например, они участвовали в организации мероприятий на годовщину трагедии.

Ждали на годовщину и приезда главы государства, однако Дмитрий Песков заявил, что Путин не приедет. Панихиду по погибшим в Кемерове решено было провести в субботу, 23 марта – траурные мероприятия перенесли из-за Великого поста. В городских храмах отслужили молебны, на которые пригласили и родственников жертв пожара.

Поминальная служба в одном из храмов
Поминальная служба в одном из храмов

В эти дни в Кемерове должны были также установить "Дерево памяти", выкованное кузнецом Александром Романовым. Это пятиметровая композиция весом в 800 килограммов, на котором уместилось более 400 кованых вишен. Однако памятнику так и не нашлось места.

– Абсолютно все родственники погибших против установки данного дерева на месте бывшей "Зимней вишни", – говорит Александр Ананьев. – Сквер, который там планируют разместить, его основная концепция – это детство, а не память о погибших детях. И поэтому я не вижу, как это дерево впишется в концепцию сквера. Лично моё мнение, что оно вообще должно стоять на территории Главного управления МЧС, олицетворяя их неслаженную работу. А сейчас, насколько я знаю, принято решение установить это дерево у Кадетского корпуса МЧС. Где оно сегодня – я не знаю.

О судьбе своего памятника не знает и сам его автор Александр Романов. По словам кузнеца, с тех пор, как стальную конструкцию увезли в Кемерово, он о ней ничего не слышал.

– Буду выяснять, ведь была проделана огромная работа – только мастеров, ковавших "вишню", было около двухсот, – рассказал Александр Романов. – Со всей России присылали веточки, а также с Белоруссии, Украины, и даже из Австрии. Но здесь не я решаю – здесь решает администрация. Мы своё отношение к этой трагедии высказали таким способом, проявили солидарность с горем людей.

По словам кузнеца, вишенки приходили не только кованые, но и деревянные, стеклянные, керамические и даже каменные.

– С материалом для самого дерева помогла администрация Ульяновской области, выделили металл, – говорит Александр. – Узнав о нашей акции, чебоксарский завод предоставил нам краску. А в остальном – за свои средства. На всё про всё две недели ушло.

А красноярский режиссёр Валерия Берёзкина собиралась поставить спектакль о трагедии в Кемерове. Об этом сообщили разные СМИ, однако премьера так и не состоялась. По некоторым сведениям, режиссер планировала осуществить постановку в Кемерове, но не нашла поддержки у региональных властей.

– Никаких комментариев, – ответила по телефону корреспонденту "Сибирь.Реалии" Валерия Берёзкина.

Пожар в "Зимней вишне", безусловно, потряс и ошеломил Кемерово и весь Кузбасс. Корреспондент "Сибирь.Реалии" провел опрос на улицах города о том, как, по мнению прохожих, изменилась в нем жизнь за этот год?

– В последнее время всё вернулось восвояси, каких-то изменений я не вижу. Наши знакомые перестали оставлять детей в игровых зонах и идти гулять по бутикам.

– Смотря на людей, мне кажется, ничего не изменилось. Просто поскорбить, никак не повлияло. Как обычная авария. Да, это очень страшно.

– Всегда вот иду, и всегда вспоминаю, думаю, бедные дети… Они горели. Это не пожелаешь даже никакому врагу.

– Об этой трагедии все помнят и говорят, не забыли ещё. Постоянно вспоминаем на работе, во дворе. Мне кажется, нескоро забудут.

– Когда захожу с внучками, всегда смотрю, как вернуться обратно. Как зашла, так и выйти. Хочется безопасности, особенно для детей.

Едва ли кто-то ответит, действительно ли сделаны выводы из трагедии "Зимней вишни". Накануне годовщины Олег Чмыхалов, 11-летний сын которого погиб в том пожаре, на своей странице в Instagram разместил фото оголённого потолка, где видна проводка в ТЦ "Я". И подписал: "Год спустя после Зимней вишни. Ничему жизнь не учит!"

Иван Смирнов, "Сибирь.Реалии"

XS
SM
MD
LG