Горнолыжница из Чечни Танзила Исраилова получила нейтральный статус и допуск к участию в международных соревнованиях, в том числе, например, в зимней Олимпиаде-2030. Вскоре после этого спортсменка победила в этапе Кубка России, однако в сети Исраилова подверглась критике среди земляков – за спортивные лосины, в которых та вышла на старт. Почему женский спорт по-прежнему вызывает сопротивление в Чечне, а атлеты подвергаются психологическому и физическому насилию за свой выбор – в материале Кавказ.Реалии.
Танзила Исраилова – 19-летняя уроженка Чечни, мастер спорта. Выступать на крупных соревнованиях начала в 15 лет: в прошлом году стала двукратной чемпионкой России по горнолыжному спорту, в этом – добилась второго чемпионства в слаломе. О получении Исраиловой допуска к международным соревнованиям под нейтральным флагом сообщили в Международной федерации лыжного спорта и сноуборда в середине января.
Подобного успеха среди чеченцев в горнолыжном спорте еще не было. Но помимо поздравлений Танзила Исраилова получила в сети и волну критики – точнее, ее лосины. Привычная для горнолыжников экипировка, по мнению некоторых комментаторов, слишком откровенна для чеченской девушки.
Сама спортсменка интервью изданию "Это Кавказ" рассказала, что не ведет социальные сети, поэтому напрямую с хейтом она не сталкивается – люди редко высказывают негатив открыто.
Давление, оказываемое на чеченских спортсменок, может перерастать и в физическое насилие, как это случилось, например, с живущей в Швейцарии Аминат Эльбукаевой. Она профессионально занимается боксом и активно ведет соцсети, за что на спортсменку как минимум дважды напали неизвестные – уроженцы Чечни.
В июне 2024 года, по словам близких к Эльбукаевой людей, в результате подобного нападения она получила перелом ребер, сотрясение мозга и рассечение лица. Сама спортсменка выложила видео с травмами и назвала нападавших "группой трусов". По ее словам, на нее напали пятеро, позднее их якобы задержали при попытке выехать из Швейцарии. Были ли они привлечены к ответственности, не сообщалось.
Через несколько месяцев, в декабре 2024 года, Эльбукаева заявила о новом нападении – ее избили несколько молодых людей, предположительно это были этнические чеченцы. По словами спортсменки, на нее напали сзади, она потеряла сознание и упала, затем били по лицу уже лежащую.
Истории чеченских спортсменок различаются, но сходятся в одном – каждая из них вынуждена оправдывать само право заниматься спортом.
Зиннура Сайдулаева, первая в республике мастер спорта по каратэ, обладательница черного пояса. Она не раз рассказывала, что регулярно слышала в свой адрес одно и то же: "Ты чеченская девушка, зачем тебе это надо? Это не для тебя".
Ее история, однако, отличается важной деталью. У спортсменки была защита в лице отца. Узнав, что спорт для дочери не прихоть, а мечта и цель, он встал на ее сторону. Этот пример показывает: даже в условиях дискриминации решающим фактором становится не "характер" девушки и не ее "упрямство", а наличие старшего союзника, который признает ее право выбирать собственный путь.
В такой системе даже талант становится рискованным
Чемпион Европы по тяжелой атлетике Руслан Тахаев в разговоре с редакцией заявил, что занятия спортом среди чеченок не противоречит ни культуре, ни морали и может быть полезным – если соблюдаются религиозные нормы и традиции в виде закрытой одежды и достойном поведении.
Он признает, что исторически в отношении чеченских женщин все складывалось иначе, но дело было не в запрете на спорт, а в самом образе жизни. По словам Тахаева, повседневные бытовые обязанности обеспечивали постоянную физическую нагрузку, которая по интенсивности нередко сопоставима с тренировочным процессом.
"Поэтому женщин в профессиональном спорте у нас было немного, и это объясняется образом жизни, а не отсутствием достоинства или силы. Сегодня условия меняются. Если девушка хочет заниматься спортом, укреплять здоровье и дух, при соблюдении традиций и норм, в этом нет вызова обществу. Напротив, это вклад в будущее. Ведь традиции – это не отказ от здоровья. Традиции – это ответственное отношение к телу, семье и завтрашнему дню", – считает собеседник.
Социолог, исследующая гендерные и социальные процессы на Северном Кавказе, чье имя мы не можем назвать по соображениям безопасности, уверена, что малое число кавказских женщин в спорте связано с системным вытеснением женщин из публичного пространства. Женский спорт в таком контексте воспринимается как угроза сложившемуся порядку, поскольку делает женщину видимой, сильной и самостоятельной, а это вступает в противоречие с ожиданиями от нее скромности и "незаметности".
"Девушек останавливают страх позора, осуждения и давления на семью. В такой системе даже талант становится рискованным. Пока спортивные достижения женщин обсуждают меньше, чем их одежду и поведение, женский спорт не может стать массовым. Это не вопрос традиций, это вопрос власти и контроля", – резюмировала собеседница.
Еще в 2007 году в ООН признали, что одним из главных барьеров для женщин в спорте остаются стереотипы. От них по-прежнему ожидают "женственности", из-за чего им часто отказывают в праве заниматься видами спорта, которые считаются "мужскими", например, боксом или регби.
- В Чечне запретили женскую одежду с элементами мужских национальных костюмов. В кризисной группе "Марем", которая защищает права женщин на Северном Кавказе, раскритиковали новый запрет: "Нас вообще не удивляет, что мужчины из Минкультуры решили залезть в женское платье и посмотреть, что в нем "не так". Мы к этому привыкли. Но мы очень бы хотели, чтобы государственные служащие бились за другие символы мужества и достоинства. Например, за отказ от практики убийств женщин и отказ от насилия. Никакие газыри не становятся для нас, женщин, символом ваших защитных качеств. Для нас [этот] символ – это уважение и любовь к жене, забота о дочерях, внимательное и доброе отношение к сестрам".
- Власти Чечни намерены проводить "разъяснительные беседы" с местными жительницами, которые не покрывают голову. Об этом заявил Амир Сугаипов, первый заместитель министра республики по делам молодежи и помощник главы региона Рамзана Кадырова. Он объяснил это тем, что девушки в платках выглядят "гораздо достойнее и красивее".