Ссылки для упрощенного доступа

"Мы лучше сунной полечимся". Влияет ли религиозность на вакцинацию в Чечне?


Муниципальные рабочие дезинфицируют центр Грозного. Архивное фото
Муниципальные рабочие дезинфицируют центр Грозного. Архивное фото

По данным Минздрава Чечни, в республике вакцинировано 92% населения от 80 необходимых для выработки коллективного иммунитета. Согласно изданию РБК, по состоянию на 12 ноября обе дозы вакцины в регионе получили не менее 40% жителей. В то же время правозащитный центр "Мемориал" (российские власти внесли организацию в список иностранных агентов, "Мемориал" с этим не согласен. – Прим. ред.) ранее писал, что в республике людей заставляют прививаться под угрозой увольнения, не обращая внимания на противопоказания врачей. По словам собеседников Кавказ.Реалии, одной из причин нежелания вакцинироваться может быть религиозность не только обычных людей, но и врачей.

Темный регион

Врач-онколог из Грозного Муса Х. (имя изменено по просьбе собеседника. – Прим. ред.) рассказывает, что у чеченских врачей есть недоверие к вакцине. Сам он привился, но тоже не до конца верит в эффективность препарата.

"Она [вакцина "Спутник V"] не прошла все испытания, и нет доказанной защиты от неё. Учитывая, что сейчас ковид мутировал, возникает вопрос: зачем нам делать прививку от одного штамма, когда сейчас уже гуляет другой?" – задается вопросом Муса.

При этом врачей, которые отговаривают пациентов прививаться, он критикует. Муса рассказывает, что пару раз его коллеги высказывались в пользу исламской медицины – лечения, которое якобы использовал пророк Мухаммед (травяные средства, кровопускание, чтение Корана и т. д. – Прим. ред.).

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

"Они давали сомнительные советы больше доверять религиозной медицине. Я не понимаю, где они учились, что позволяют себе такое, – возмущается Муса. – Есть стандартная отговорка, что это написано в Коране. Я религиозный человек, читаю Коран, молюсь, но нигде не видел ни одного упоминания о том, что прививки запрещены в исламе. Они в принципе нигде не упоминаются".

Собеседник называет Чечню "темным регионом", потому что люди относятся ко всем прививкам предвзято. В начале пандемии среди профессионального сообщества был популярен слух о том, что людям вместо вакцины вкалывают какую-то "левую муть", чтобы она ни на что не повлияла, но можно было отчитаться о количестве, говорит врач. По его словам, отношение к коронавирусу в стиле "человек умрет тогда, когда придёт его время" очень популярно, и врачи тут не исключение.

Наши предки не прививались и выживали

"Больше всего меня удивляет довод "наши предки не прививались и как-то выживали, мы лучше сунной полечимся", – говорит врач.

Муса признается, что не против исламской медицины, но только если она не вредит и не исключает традиционного лечения.

"Доказанных случаев того, что чисто исламской медициной кто-то вылечился, я не знаю, но она, возможно, помогает на психосоматическом уровне", – считает онколог.

Одной из причин недоверия к вакцине Муса называет прошедшие войны.

"У нашего поколения, поколения младше, доверие к России было подорвано войной. Сейчас эти люди стали родителями, которым государство говорит: "Верьте мне". Но откуда этому доверию взяться после всего того, что мы видели?" – спрашивает врач.

Псевдорелигиозные объяснения

Магомед С. работает терапевтом в одной из больниц региона. Он рассказывает, что среди медицинского сообщества очень много антипрививочников, но это связано не только с религиозной "дремучестью", но и с общим невежеством. По его словам, точно такое же недоверие к вакцине он видит в Осетии, где религиозный аспект не так силен, как в Ингушетии и Чечне.

Магомед считает, что те, кто апеллирует к исламу, отказываются делать прививки и детям. Он вспоминает случай, когда его знакомый врач отказался делать прививку ребенку, объясняя это тем, что если что-то случится, он будет винить себя.

Я знаю одно: с религиозной точки зрения запрета на вакцинацию нет

"Я ему говорю: если из-за отсутствия прививки ребёнок заболеет, чья это будет вина? На этом такие люди тормозят и съезжают на какие-то псевдорелигиозные объяснения. Я знаю одно: с религиозной точки зрения запрета на вакцинацию нет", – говорит терапевт.

Врач рассказывает, что среди его коллег действительно много противников вакцинации, и если недоверие к власти он как-то оправдывает, то религиозное объяснение принять не может.

"Все религиозные врачи пытаются ссылаться на медицину, но эта медицинская информация всегда какая-то непроверенная и полуправдивая", – утверждает Магомед.

Коронавирус как милость Аллаха

Саид-Хусейн живет в Грозном вместе с матерью-пенсионеркой, женой и тремя детьми. Оба супруга болеют коронавирусом вторую неделю, оба лечились исламской медициной. Саид-Хусейн уверен, что COVID-19 создан искусственно, а вакцине он не доверяет.

"Если эта болезнь поразила, я считаю, что это милость Аллаха", – говорит Саид-Хусейн.

Грозненец заболел впервые с начала пандемии. Все это время он переживал, что ни разу не заразился.

Через болезнь Аллах очищает от грехов, если убеждения правильные, и вот наконец я подхватил этот вирус. Хвала Аллаху, я доволен

"Я знаю, что через болезнь Аллах очищает от грехов, если убеждения правильные, и вот наконец я подхватил этот вирус. Хвала Аллаху, я доволен", – рассказывает собеседник.

На вопрос о том, не боится ли он заразить пожилую мать, Саид-Хусейн отвечает, что все в руках Всевышнего и никто не умрет, пока не придет срок.

"Я убежден, что человека не настигнет смерть до тех пор, пока не настанет его час. Мы наблюдали много случаев, когда молодые заражались коронавирусом и умирали, а старые люди выздоравливали", – приводит довод Саид-Хусейн.

Похожего мнения придерживается преподаватель арабского языка в Грозном Мадина Э. (имя изменено по просьбе собеседника. – Прим. ред.). Она признается, что ее знаний недостаточно для того, чтобы комментировать отношение к вакцине. Мадина решила не прививаться, потому что не боится коронавируса: "Человек не сможет избежать того, что предписано Аллахом, и не пострадает ни от чего, если это не суждено".

При этом богослов приводит слова пророка Мухаммеда, который наказывал не покидать земли, охваченные чумой, дабы не заразить других людей.

"Но в то же самое время в исламе сказано, что нельзя делать то, что может навредить тебе, а мы видим много случаев, когда вакцина навредила людям", – утверждает учитель.

Сама Мадина не знает никого, кто умер после вакцины, но слышала от родственников и знакомых, от врачей, что таких случаев немало.

"Самое главное – уповать на Аллаха. А вакцина мне не нужна", – говорит богослов.

По словам имама одной из мечети в Шаройском районе Чечни Али Мидаева (имя изменено по его просьбе. – Прим. ред.), он призывает людей вакцинироваться, но делает это осторожно.

Годами люди из республики уезжают лечиться в другие регионы, становятся "медицинскими беженцами". Как они будут доверять врачам здесь?

"Я не говорю людям, что это их обязанность, говорю, что это очень желательно, что речь идет о здоровье не только их самих, но и их близких. Но я знаю, какое недоверие есть у людей к медицине, оно появилось не вчера и не позавчера. Годами люди из республики уезжают лечиться в другие регионы, становятся "медицинскими беженцами". Как они будут доверять врачам здесь? Я их понимаю", – говорит имам.

Он отмечает, что ислам не выступает против вакцин.

"Если послушать многих инстаграмных деятелей, то сложится мнение, что наша религия чуть ли не против вакцин, медицины. Это глупости. Людям набили голову ерундой. Тут дело не в вакцинах, а в дремучести и необразованности людей, в незнании религии", – подчёркивает Мидаев.

Халяльная вакцина

На сайте Духовного управления мусульман России опубликована фетва (богословское заключение. – Прим. ред.) под номером 1/21 "О вакцине Спутник-V". В документе подробно описывается, какие именно компоненты вакцины вызвали подозрение у мусульманского сообщества: использование клеток абортированного человеческого эмбриона и содержание этилового спирта в вакцине "Спутник V". После подробного разбора обоих вопросов с использованием сур из Корана, Совет улемов, состоящий из 21 имама из разных регионов России, постановил, что вакцина считается дозволенной для мусульман.

В инстаграме же по запросу "Дуа (молитва) от коронавируса" можно найти более 200 публикаций. В переводе молитвы с арабского упоминаются витилиго, сумасшествие, проказа и "плохие болезни".

"Под плохими болезнями подразумеваются тяжело излечимые заболевания (к ним, к примеру, можно отнести и ряд современных недугов, таких как рак, ВИЧ, тот же коронавирус и т. п.", – пишет автор под одним из таких постов.

***

По данным на 15 ноября, в Чечне выявлено 113 новых случаев коронавирусной инфекции. С начала пандемии заболело более 27 тысяч местных жителей. Официальное число умерших от коронавируса в регионе – 773 человека. "Новая газета" посчитала, что количество неучтенных избыточных смертей в Чечне за весь период эпидемии составляет 3178 человек.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG