Ссылки для упрощенного доступа

Многообразие как преимущество


Станет ли федерализация частью политической повестки страны?

Проблемы, связанные с федерализмом в России, остаются в центре внимания политиков и экспертов. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский обозначил упразднение республик и ликвидацию федеративного устройства страны в качестве своих предвыборных лозунгов. Снижение статуса республик, выдавливание национальных языков и унификацию регионов России поддерживает значительная часть политического истеблишмента страны и даже часть оппозиции.

Но есть и растущее беспокойство экспертного сообщества по поводу стремления российских властей к нивелированию многообразия страны. Один из ключевых аргументов против – экономическая уравниловка.

Экономист Наталья Зубаревич считает, что перераспределение ресурсов от регионов-доноров к регионам-получателям в России отличается неэффективностью. При этом, по ее словам, нужно следить за тем, чтобы "деньги шли не на строительство новых столиц и крупнейших в Европе культовых сооружений, а на образование и здравоохранение".

Еще большую проблему представляет политэкономия межбюджетных трансфертов, говорит эксперт. Она заключается в том, что центральные власти изымают деньги в регионах-донорах уже даже не на нужды бедных регионов, а для финансирования своих геополитических амбиций. По подсчетам экономиста, 35% всех расходов федерального бюджета идет на национальную оборону и безопасность.

Спикеры указывают на то, что проблемы развития федерализма в России связаны не только и не столько с экономикой, сколько с политическими установками, спускаемыми из центра.

"Все разумные люди понимают, что наша непохожесть – это наше конкурентное преимущество. Кому нужны одинаковые люди? Интересны те, кто чем-то отличается, талант отличается от стандарта", - заявил форуме КГИ политолог Александр Кынев. По его мнению, современная российская власть стремится к унификации, поскольку "инстинктивно ощущает, что любая непохожесть – это угроза".

Особое внимание Кынев обратил на растущую депрофессионализацию региональных парламентов. На Северном Кавказе остался лишь один профессиональный парламент – да и тот в Чечне. В остальных субъектах депутаты работают преимущественно на непрофессиональной основе, что снижает как качество принимаемых законов, так и подмывает основы федерализма.

Известный российский политик Владимир Рыжков предупредил, что "третья реинкарнация империи" ведет к увеличению злободневности национального вопроса. Следующая революция в России, полагает он, будет иметь национальную составляющую.

"Я считаю, что только федеративная модель способна уберечь нас от того, чтобы в третий раз повторить сценарий распада империи, в том числе по национальному признаку", - сказал политик, напомнив, что предыдущие революции в России заканчивались частичной территориальной дезинтеграцией страны.

Пока опасения в связи с подавлением национальных идентичностей озвучивает лишь небольшой круг экспертов и политиков. Очевидно, что политика Кремля к регионам не поменяется при Владимире Путине.

Идея развития федерализма пока не особо востребована и другими кандидатами в президенты. Наблюдаются, скорее, обратные тенденции. Если стремление Кремля к усилению контроля еще можно как-то объяснить, то поведение оппозиции, которая в этом вопросе фактически соглашается с действующей властью, понять сложно.

Но экономический кризис и, следовательно, уменьшение количества денег на нужды регионов могут поставить вопрос о делегировании полномочий субъектам.

XS
SM
MD
LG