Ссылки для упрощенного доступа

Из заповедника – в нацпарк. Что ждёт Теберду?


Канатная дорога, Домбай. Архивное фото
Канатная дорога, Домбай. Архивное фото

Тебердинский природный заповедник в Карачаево-Черкесии будет преобразован в национальный парк – такое постановление 16 августа подписал премьер-министр Михаил Мишустин. И хотя тенденция преобразования заповедников и заказников в нацпарки является федеральным трендом природоохранной политики правительства, в Карачаево-Черкесии оно вызвало жёсткую критику местных активистов.

Инициатива по преобразованию заповедника в национальный парк была озвучена ещё несколько лет назад. В июле 2019 года с её критикой к президенту России Владимиру Путину обратились общественные организации "Конгресс карачаевского народа", Совет старейшин "Къарачай Алан халкъ" и региональное отделение Русского географического общества.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

В открытом письме говорилось, что решение Минприроды принято без учёта мнения населения, "тихонько в кулуарах власти". Его авторы обосновывали просьбу о признании недействительными отдельных положений закона "Об особо охраняемых территориях" в части, касающейся преобразования заповедников в национальные парки, экологической угрозой "эндемичному резервату флоры и фауны Тебердинского заповедника и коррупциогенными факторами, которые создаются данными изменениями".

Активисты опасаются постепенного захвата особо охраняемых земельных участков бизнесом, так как в федеральном законе говорится, что "в границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования".

Курорт и заповедник несовместимы?

Директор Тебердинского заповедника Алик Динаев в ходе прямого эфира на канале "Архыз 24" заявил: законом запрещена передача в собственность федеральной земли, а смена статуса – приведение в соответствие с действующим законодательством. Дело в том, что на территории заповедника запрещена рекреационная деятельность, а в Теберде ещё с 1970-х годов развит горный туризм, построены подъемники и проложены горнолыжные трассы, существуют гостиницы, хижины для полевых работ и экспедиций, другая инфраструктура. Формально это противоречило действующему законодательству. Поэтому заповедник и преобразован в национальный парк, который разделят на четыре зоны: заповедную, особо охраняемую, хозяйственную и рекреационную. Заповедная и особо охраняемая занимают 99% площади, а под рекреационную уйдут и так активно используемые 500 гектаров на склоне горы Мусса-Ачитара.

Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор Расул Байрамуков в том же эфире подчеркнул, что смена статуса не повлияет на деятельность надзорных органов прокуратуры, контроль за особо охраняемой природной территорией будет осуществляться в прежнем режиме. Так, требования к заготовке древесины (одно из опасений активистов связано именно с возможной вырубкой реликтовых лесов) в национальном парке идентичны требованиям в заповеднике.

Какой это заповедник, если на его территории есть горнолыжный курорт?

"По сути, решение об изменении статуса Теберды и ещё трёх заповедников было принято давно. Какой это заповедник, если на его территории есть горнолыжный курорт? Это по сути дискредитирует заповедники как таковые. Поэтому решение правильное", – рассказывает редакции Кавказ.Реалии директор представительства WWF России в экорегионе "Российский Кавказ" Валерий Шмунк.

Эксперт подтвердил, что земля остаётся федеральной и никакой раздачи частным лицам не может быть по закону.

"Теперь важно, чтобы было проведено корректное и научно обоснованное зонирование территории, чтобы действительно важные для природы, сохранения местообитаний участки попали в заповедную или особо охраняемую зону, а не в рекреационную. Вот за этим процессом будем внимательно следить", – подчеркнул представитель Всемирного фонда дикой природы.

Другой собеседник Кавказ.Реалии – эколог Евгений Витишко, наоборот, разделяет опасения отдельных активистов из Карачаево-Черкесии, считая их абсолютно обоснованными.

"Заповедник имеет наивысшую ценность и наивысшую степень охраны, в том числе регулируемое посещение, расчёт нагрузок. Здесь даже туристы не могут ходить по всей территории. А национальный парк предполагает, что часть территории станет рекреационной, то есть на ней будут развиваться курортное и санаторно-курортное направления. Можно предположить, что в этой зоне окажутся и наиболее ценные земли заповедника", – считает эколог.

Возможно, рассуждает он, преобразование заповедника в национальный парк затронет и другой крупный проект, обсуждаемый уже многие годы, – строительство дороги из Кавказа в Сочи. Снижение природоохранного статуса позволит вывести часть территории в техническую зону, по которой пройдет трасса.

По поручению президента

Эксперт по особо охраняемым природным территориям и сотрудник Greenpeace Михаил Крейндлин считает, что сам факт преобразования Тебердинского заповедника в национальный парк не является чем-то вызывающим.

Когда в 2013 году были внесены изменения в закон "Об особо охраняемых природных территориях", по которым любой заповедник мог быть преобразован в национальный парк, это угрожало всей природоохранной системе страны, потому что у этих статусов очень разные ограничения, разъясняет Крейндлин. Тогда экологи выступили против, была проведена публичная кампания, и в 2014 году президент издал поручение создать исчерпывающий список заповедников, которые должны быть преобразованы, и установить полный запрет на изъятие земельных участков на других территориях.

Там велась активная туристическая и хозяйственная деятельность, что уже не соответствовало действующему законодательству

"Поручение президента было выполнено в 2018 году, когда был определён перечень из четырёх заповедников – "Красноярские столбы", Тебердинский, Командорский на Камчатке и Гыданский на Ямале. Там велась активная туристическая и хозяйственная деятельность, что уже не соответствовало действующему законодательству. Поэтому экологи не возражали против такого преобразования", – отметил представитель Greenpeace.

Михаил Крейндлин соглашается, что новый статус может лучше соответствовать ведущейся в Тебердинском заповеднике горнолыжной и туристической деятельности. Очевидно, что курорт с горнолыжными трассами и подъёмниками никто ликвидировать не будет, поэтому создание здесь национального парка отражает уже сложившуюся практику использования этих земель.

"Но важно, чтобы при преобразовании территория не уменьшилась, а у нас есть такие подозрения. В настоящий момент проверить это невозможно. Минприроды сейчас должно разработать новое положение о национальном парке, и важно проследить, какие участки окажутся в рекреационной зоне и какой природоохранный режим здесь введут", – уточнил эксперт.

Собеседник также подтвердил, что земли не смогут быть переданы в частные руки, так как по закону "земельные участки иных собственников и пользователей" должны быть на охраняемой территории изначально, до преобразования, при этом только в границах населённых пунктов.

***

Тебердинский заповедник расположен на северных склонах Большого Кавказа в трёх муниципальных районах Карачаево-Черкесии. Он создан постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР в марте 1936 года. Этот документ запрещал на всей территории заповедника охоту и рыбалку, вырубку леса, но допускалось использование территории как курорта и пастбищ. В 1971 году от заповедника отчуждены 112 га для создания Домбайского туристического комплекса с горнолыжными трассами. Треть территории заповедника занимают леса, пятую часть – луга, 38% – скалы и осыпи, 8% – ледники. Здесь расположены около 180 образованных при таянии ледников озёр. На территории заповедника более тысячи видов растений, из которых 26 занесены в Красную книгу, 46 видов животных, 225 видов птиц и более трёх тысяч видов насекомых.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG