Ссылки для упрощенного доступа

Ингушский рецидив


Тимур Хамхоев
Тимур Хамхоев

Станет ли арест высокопоставленного ингушского силовика началом чистки рядов от "оборотней в погонах"?

Группа силовиков во главе с начальником республиканского Центра по противодействию экстремизму МВД Ингушетии Тимуром Хамхоевым была задержана на прошлой неделе сотрудниками регионального управления ФСБ России и центрального аппарата УСБ МВД РФ.

По версии следствия, Хамхоев причастен к разбою в отношении гражданина Азербайджана, у которого силой был отнят автомобиль и телефон, за возвращение которых вымогали 800 тысяч рублей.

При этом, как отмечает издание «Кавказский узел», ведомство Хамхоева получило известность в связи с многочисленными жалобами задержанных на пытки, а само задержание может быть связано со смертью 50-летнего Магомеда Далиева во время допроса.

Перечисленное - даже не половина из списка преступлений, за которым стоит имя Хамхоева.

Вместе с Хамхоевым подозреваемыми по делу проходят шесть сотрудников ЦПЭ. Это оперуполномоченные Адлан Хамхоев, Ахмед Долгиев, Хасан Осмиев, Ахмед Добриев и Иса Аспиев, а также сотрудник полиции Бекхан Тамасханов.

Автомобиль гражданина Азербайджана, признанного по делу потерпевшим, был обнаружен дома у родственника Хамхоева. При обыске самого главы ЦПЭ Ингушетии обнаружены несколько десятков патронов.

Помимо пыток и убийства в отделе полиции Далиева, подозреваемого в причастности к разбойному нападению на банк в поселке Сунжа, сотрудники полиции применили насилие и пытки и к его супруге, Марем Точиевой, считает следствие.

Среди последних громких преступлений, приписываемых Хамхоеву и его подчиненным, - убийство 30-летнего жителя республики Вахи Гайсанова осенью 2010 года в Назрани. В тот же день, спустя некоторое время, ими же был похищен свидетель убийства, 36-летний Исраил Торшхоев, передает сайт "Галгайче".

Осенью того же года сотрудниками ЦПЭ был похищен 43-летний Джамалейл Гагиев, а вслед за ним, уже на территории Дагестана, 37-летний Мухамад Хутиев и 31-летний Магомед Хашагульгов, пишет издание. Группу Хамхоева подозревают еще в причастности к похищению 30-летней жительницы Ингушетии Залины Елхороевой в декабре 2010 года.

В мае 2010 года экс-начальник криминальной полиции Карабулака Ильяс Нальгиев и экс-глава ОВД Карабулака Назир Гулиев похитили 20-летнего местного жителя, чеченца Зелимхана Читигова, в отношении которого были применены пытки, история стала широко известной благодаря федеральным СМИ, а сами "оборотни в погонах" оказались на скамье подсудимых. Читигов получил инвалидность.

В 2011 году были похищены общественный деятель и оппозиционер Магомед Хазбиев и его братья. К Хазбиевым было применено насилие.

Перечисленное выше - даже не половина из списка преступлений, за которым стоит имя Хамхоева.

Слабая надежда

Надежды на то, что Хамхоев получит справедливое наказание, в ингушском обществе мало, рассказывает правозащитник Магомед Муцольгов.

«Однако, людям всегда нравится, когда обличенных властью, представителей силовых структур ловят и наказывают по справедливости. Тогда люди чувствуют, что нету избранных и перед законом все равны. Я не знаю, что будет дальше, гадать смысла нет, но к сожалению, предпосылки не очень хорошие», - сказал Муцольгов, при этом согласившись с официальной версией задержания Хамхоева, связанной с заявлением от гражданина Азербайджана.

Муцольгов полагает, что следственные органы должны провести ревизию всех громких дел в республике, где заявлялось о применении пыток и насилия и где упоминался региональный ЦПЭ.

«Было бы справедливым, чтобы подняли все дела, где упоминался ЦПЭ. То же дело Читигова, который давал показания и утверждал, что его пытали в здании ЦПЭ. Много аналогичных дел. Например, задержание Магомеда Хазбиева. СМИ написало, что его в багажнике привезли в ГОВД или в ЦПЭ. Нет такой процессуальной нормы в УПК, чтобы задержанного или подозреваемого возили в багажнике, это уже само по себе преступление, это пытка и за это надо отвечать. И важно, чтобы эти дела пересмотрели», - считает Муцольгов.

Магомед Муцольгов
Магомед Муцольгов

По мнению общественника, «вседозволенность сотрудников силовых структур на местах зашкаливает, а само общество не застраховано от появления новых Хамхоевых».

«Но радует, что если задерживают время от времени этих чиновников — не все потеряно. Есть хоть какой-то шанс на справедливость, правда жертв очень много, мы заплатили за это огромную цену, это человеческие жизни... В реальности, нет приоритетов по наведению порядка в правоохранительной системе и наказанию тех, кто виноват... Хамхоев возглавляет спецподразделение МВД. Он по моральным качествам не мог участвовать ни в каких вымогательствах. Если сам начальник едет куда-то вымогать, то о чем вообще речь?», - заключил Муцольгов.

Не исключено, что жалобы на предыдущие дела, связанные с отделом Хамхоева, особенно смерть Магомеда Далиева - возымели свое действие, считает директор проекта по России Международной Кризисной Группы Екатерина Сокирянская.

Екатерина Сокирянская
Екатерина Сокирянская

«Нередко случается, что забирают не за грубейшие нарушения прав человека, а за что-то другое. Если начать сажать за пытки или убийства, то это мощный посыл сотрудникам ЦПЭ, МВД на Севером Кавказе, который Москва посылать не готова, дабы не подорвать лояльность полицейских в проблемном регионе. Случаи cмерти человека в отделениях полиции бывали и раньше, но все же это ЧП», - сказала Сокирянская в комментарии «Кавказ.Реалии».

Эксперт полагает, что в рамках антикоррупционной кампании, проходящей по всей стране, арест Хамхоева решает сразу несколько вопросов.

«Это снятие начальника одиозного отдела, это демонстрация борьбы с коррупцией, это наказание за переход «красных линий», но при этом не посылая более широких месседжей полицейским региона», - заключила Сокирянская.

XS
SM
MD
LG