В Дагестан прибыли врачи-волонтёры, чтобы бесплатно прооперировать детей из северокавказских республик. С 12 по 16 января в Махачкале проходит акция "Операция 'Улыбка'" – медики прооперируют более 20 детей с последствиями ожогов.
В ноябре 2019 г. волонтёры уже приезжали на Кавказ – тогда их пациентами стали дети с врожденными аномалиями. Больше всего таких малышей в Дагестане. Причиной такого явления специалисты называют браки между родственниками.
"Должен принести людям добро"
По словам медицинского директора "Операции 'Улыбка'" Игоря Войцеховского, на Кавказе они работают с 2008 года. При этом их благотворительная организация существует давно: в мире – больше 35 лет, в России – свыше 25 лет. Врачи-волонтёры работают по единым стандартам более чем в 60 странах.
В Махачкалу вместе с ними прилетел пластический хирург военно-воздушных сил Великобритании Анкур Паинда. Он воевал в Ираке в 2003-2004 гг., когда вернулся, у него обнаружили рак лимфомы. Анкур успешно прошёл химиотерапию, вылечился и "понял, что должен принести людям добро".
За 10 лет участия в проекте Паинда несколько раз был во Владикавказе и в Грозном.
По его мнению, в северокавказских регионах первичная помощь при ожогах оказывается достаточно профессионально, но "есть проблемы с последствиями таких заболеваний".
Последствия "родственных" браков и войны
Пластический хирург из Чечни Хасан Баиев, регулярно участвующий в акции "Операция 'Улыбка'", обращает внимание, что самый большой поток больных приходится на Дагестан. Во-первых, в РД проживают три миллиона человек (это больше, чем в других республиках СКФО), во-вторых, в субъекте "очень много родственных браков, поэтому здесь много врождённых аномалий", среди диагнозов – "заячья губа" и "волчья пасть".
"Когда проводил такую акцию в Северной Осетии, отобрал 27 детей с врождёнными аномалиями из Дагестана. Но на операцию приехали лишь 7-8 детей: у остальных не оказалось денег даже на автобусный билет из Дагестана в Осетию", – поведал "Кавказ.Реалии" Баиев.
Поэтому, отмечает собеседник, они отдают приоритет малоимущим, сиротам и ребятам из детдомов.
В ноябре Баиев с коллегами прооперировали в Детской клинической больнице Махачкалы 40 маленьких пациентов с врождённой аномалией и проконсультировали 120 человек. Тогда же отобрали 20 детей с ожогами – на январь.
Но приехавших в Махачкалу со всего Северного Кавказа оказалось больше, есть даже пациентка из Киргизии. Чаще всего люди узнают об акции из соцсетей и через "сарафанное радио".
Если для дагестанских детей характерны врожденные аномалии, то в Чечне это – последствия войны, отмечает доктор: "Потому что в Чечне не пьют и не курят. До войны в течение года я видел два или три случая с расщелиной. А тут каждый день рождаются такие дети! Естественно, есть генетика... Но то, что я увидел, это – психологическая травма, которую дети получили внутриутробно. Плохая экология. Всё это повлияло".
Частота распространённости челюстно-лицевой патологии (расщелина губы или нёба) на Кавказе и в азиатских республиках выше, чем в других местах, добавляет Войцеховский.