Ссылки для упрощенного доступа

"Для рапортов, может, и помогут десятке освободившихся"


Власти Кабардино-Балкарии намерены создать службу социального сопровождения бывших заключенных, чтобы "снизить рецидивную преступность и радикализм в обществе". Эксперты опасаются, что на деле эти благие намерения могут так и не воплотиться.

Глава Кабардино-Балкарской республики Юрий Коков призвал обратить внимание на социальную оторванность людей, отбывших заключение. Выступая на совместном заседании Координационного совещания по обеспечению правопорядка и Совбеза республики, руководитель региона привел неутешительную статистику: каждый год из колоний КБР освобождаются около 2200 осужденных, более восьмисот из них – жители республики, за три последних года из 77 бывших заключенных, обратившихся в центры труда, занятости и социальной защиты в поисках работы, трудоустроены были только одиннадцать человек.

Коков отметил, что такое положение дел влечет рост рецидивной преступности и создает напряженность в обществе.

"Сегодня на этих нюансах спекулируют, эту категорию граждан рекрутируют в радикализм разных направлений. Они очень легкая добыча для терроризма, экстремизма. Тема непростая, но очевидно одно: если мы отталкиваем таких людей, то они, как правило, продолжат ту же преступную деятельность", - подчеркнул глава КБР.

Он поручил принять дополнительные усилия по повышению уровня занятости, профориентации ранее судимых.

Правозащитники и адвокаты соглашаются, что необходимость социализации бывших заключенных назрела давно, однако существуют опасения, что заявления властей не будут реализованы.

Адвокат Фарида Туганова отмечает, что проблема вербовки в радикальные течения существует не только и не столько среди тех, кто не нашел работу после освобождения, сколько в самих пенитенциарных учреждениях.

"Эта опасность существует еще в застенках. Человек может быть судим по делам, никак не связанным с терроризмом или экстремизмом, а на свободу выйти уже радикалом. Но в целом радует, что глава региона обратил на это внимание, что создана комиссия по адаптация, но нужно чтобы все эти заявления не остались только на словах. Ведь некоторых людей всего-то и нужно, что обучить какой-нибудь прикладной профессии, чтобы они могли найти работу", - сказала Туганова "Кавказ.Реалии".

Необходимость социализации бывших заключенных очевидна, однако неясно, какие конкретные шаги последуют за заявлениями властей, отмечает руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков.

"Конечно, если не вовлекать людей в общество, они могут радикализироваться, мы уже давно говорим об этом на всех перекрестках, но насколько [заявление властей] серьезно или это просто риторика?" - размышляет собеседник "Кавказ.Реалии".

Другой местный адвокат, попросивший не упоминать его имени, признается: еще в начале 90-х он создал общественную организацию, одной из главных задач которой была адаптация и трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, однако инициативу не поддержали.

"С этой идеей я приходил и в КГБ, и в МВД, и еще много куда. Мне нужны были хотя бы списки освободившихся. МВД сослалось на секретность, в КГБ сказали, что в дела МВД не лезут и предложили заняться жертвами политических репрессий. Бандюганам это тоже не было интересно, так как они опасались, что станут соучастниками сотрудничества с властью", - вспоминает адвокат.

Он отмечает, что аналогичные организации были и потом, но они стали приобретать характер рэкетирских образований, а позднее плавно перетекли в коллекторские фирмы.

"Что касается заявления о социализации бывших заключенных, то, мне кажется, эта инициатива – неживая, ничего, кроме разговоров, не будет, а для рапортов, может, и помогут десятке освободившихся. Все финансирование сведется к субсидиям на три зарплаты и помещение: главный, зам, секретарша. И пойдут реляции. В последнее время у меня сложилось впечатление, что все, к чему прикасается государство, мертвеет, кроме репрессивных и карательных мероприятий", - заключил собеседник "Кавказ.Реалии".

XS
SM
MD
LG