Ссылки для упрощенного доступа

Дети войны


Гражданские лица эвакуируются из сирийской Ракки, 14 августа 2017 года
Гражданские лица эвакуируются из сирийской Ракки, 14 августа 2017 года

В Дагестане думают, что делать с сотнями детей дагестанцев, оказавшихся на Ближнем Востоке

В Сирию и Ирак из России могли быть незаконно вывезены до 400 малышей, среди них - свыше двухсот детей из Дагестана, сообщила во вторник журналистам детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова.

В список, составленный аппаратом детского омбудсмена, попали дети почти из всех регионов России, но большинство все же составляют Чечня и Дагестан, сказала Кузнецова.

Недавнее возвращение чеченского мальчика Билала Тагирова из приюта в Ираке вселило надежду во многих, кто столкнулся с этой проблемой.

“За последние несколько дней только к нам поступило более 30 обращений с фотографиями и рассказами об историях”, - заявила детский омбудсмен.

15 августа в аппарате уполномоченного по правам ребенка РФ состоялось совещание с участием представителей МИД РФ, Сирийской Республики, Чечни и Дагестана.

Было решено создать комиссию по возврату детей боевиков из Ближнего Востока, а также “единую коммуникационную площадку, где сосредотачивалась бы вся информация обо всех детях, которые находятся на территориях боевых действий и в приютах Сирии, Ирака”.

Омбудсмен Анна Кузнецова выступает за создание дорожной карты. По ее мнению, опыт возвращения чеченского мальчика показывает, что механизм есть, но он медленно работает, процесс сильно бюрократизирован. Когда речь идет о возвращении ребенка из условий войны, где он находится, надо искать более ускоренные механизмы, считает омбудсмен.

Одно из самых серьезных обстоятельств, препятствующих ускоренному возвращению – это отсутствие документов у детей. Знание русского языка не всегда означает наличие российского гражданства.

Также среди них есть дети, рожденные уже на территории боевых действий и не говорящие на русском. Это затрудняет процесс их опознания родственниками, живущими в России.

Кстати, иногда даже рожденные в РФ дети боевиков из Чечни и Дагестана могут не владеть русским языком.

В дагестанский аппарат Уполномоченного по правам ребенка поступило уже 240 обращений от родственников детей, находящихся на Ближнем Востоке, но эта цифра далеко не окончательная. Не все готовы рисковать, прося помощи у государства, так как боятся привлечения внимания со стороны силовиков.

По информации “Кавказ.Реалии”, некоторые дагестанцы едут в Турцию, надеясь вернуть детей самостоятельно без вмешательства государства.

“Если не удается найти кровных родственников, для этих детей нужно подобрать хорошо подготовленные приёмные семьи. Уверена, что такие можно найти!” - считает общественница из Дагестана Лейла Гамзатова. Она сама воспитывает пять приемных дочерей.

По ее мнению, дети должны с самого начала получить профессиональное психологическое сопровождение. И дети, и их окружение.

“Травмы, которые они получили, будут ещё долго о себе давать знать. Боюсь, что это останется с ними на всю жизнь...”, - говорит Гамзатова.

В социальных сетях отношение к этой теме неоднозначное. К примеру, в дагестанском сегменте интернета можно встретить комментарии такого характера (орфография и пунктуация сохранены):

Патимат Омарадзиева – “Нет слов от злости!!! Чем думали эти идиоты везя туда своих детей обрекая из неизвестно на что?! Тупицы!!! Их используют как пушечное мясо, женщин как переходящее знамя, а детей выбрасывают как что-то не нужное”.

Как нам заявили в международном отделе муфтията республики, после завершения хаджа их представители также поедут на Ближний Восток за детьми.

XS
SM
MD
LG