Ссылки для упрощенного доступа

Чистой воды проблема


Особенно остро проблема очистных сооружений стоит в Северной Осетии
Особенно остро проблема очистных сооружений стоит в Северной Осетии

Кабардино-Балкарская прокуратура обнаружила, что обанкротившееся предприятие ООО "Алко-Стандарт" сливает отходы своего производства напрямую в реку Черек.

Изначально в прокуратуру обратилась общественная организация "Народный фронт «За Россию»", которая потребовала провести проверку соблюдения экологического законодательства.

После проверки выяснилось, что режим хозяйственной деятельности в водоохранной зоне существенно нарушается. Также проверка установила возможное нарушение или исчерпание фильтрационной способности бардохранилища предприятия, а химический анализ показал, что пробы сточной воды не соответствуют установленным нормам. Вдобавок ко всему бардохранилища (поля фильтрации) расположены в водоохранной зоне, а отходы с них сбрасываются в реку Черек напрямую.

Проблема сточных вод на Кавказе решена не будет.

Таким образом, все выявленные нарушения привели к загрязнению и самой водоохранной зоны, и прибрежной полосы реки Черек, нарушению хозяйственной деятельности в этой зоне, а также стали причиной неприятного запаха на территории городского поселения Майский.

Прокуратура потребовала устранить имеющиеся нарушения, однако даже если конкретно это обанкротившееся предприятие внемлет голосу государства, то в целом проблема сточных вод на Кавказе решена не будет.

Особенно остро проблема очистных сооружений стоит в Северной Осетии. Сейчас в республике практически нет комплексов, которые бы позволяли производить очистку воды согласно всем необходимым требованиям.

"Канализационная вода, которая поступает из Владикавказа, должна проходить механическую очистку и биологическую, - рассказывает механик владикавказских очистных сооружений Алан Кокаев. - Потом химическая очистка – обеззараживание хлором. Сейчас же у нас происходит только механическая очистка. И то частично. Другими словами, это решетки и еще дополнительно песколовки. Первичные отстойники не работают, и биологическая очистка вообще не происходит".

Очистные сооружения в республике, конечно, были и когда-то даже соответствовали всем необходимым требованиям. Но в последние годы они вышли из строя. Одна из причин – слив в реки напрямую отходов промышленных предприятий, прежде всего со спиртзаводов (как и в Кабардино-Балкарии).

Пройдя через механические очистные сооружения, канализация продолжает течь прямо по поверхности. Зловоние, поднимающееся оттуда, распространяется на сотни метров даже в холодную погоду. А характерный желто-коричневый цвет не оставляет сомнений в том, что это – не чистая вода. Именно в таком виде канализация и попадает в Терек, а оттуда – в Каспийское море.

В Терек сливается 300 тысяч куболитров канализации ежедневно.

"Из тринадцати очистных сооружений республики полноценно действует только одно – в Моздоке, - говорит заместитель председателя комиссии Общественной палаты РСО-А по экологии и продовольственной безопасности Павел Гукасян. – На других нет ни отстойников, ни самого главного – биологической очистки. Таким образом в Терек сливается 300 тысяч куболитров канализации ежедневно, а в год это объем равный 40 пирамидам Хеопса".

Неочищенная вода напрямую опасна для жителей республики. Это прямая угроза биологического заражения.

"Санитарно-микробиологические показатели иногда в десятки и сотни раз превышают нормативы, - говорит начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзора Лариса Гиголаева. - И там могут быть болезнетворные микроорганизмы, такие, как холера, брюшной тиф, гепатиты. Это целый ряд инфекционных заболеваний, которые могут дать нам вспышку через питьевую воду".

Единственным промышленным предприятием Северной Осетии, которое самостоятельно очищает всю уходящую с завода воду, является завод "Электроцинк", который в республике столь не любят. Однако по очистным сооружениям к нему у экологов нет никаких вопросов: предприятие не только соблюдает все нормативы, но и является единственным, кто это делает. В отличие, например, от боен, с которых на очистные сооружения приплывают кровь, кишки, а иногда и целые туши животных, которые финансово выгоднее просто пустить по реке, чем хоронить в биотермических ямах.

Видимо, в отношении каждого такого предприятия нужна прокурорская проверка с четко сформулированными требованиями после ее проведения. Точно такая же, какая прошла в КБР. Может, тогда проблема сточных вод будет решена хотя бы частично, на предприятиях. Для того же, чтобы решить ее полностью, необходимы немалые средства. Только во Владикавказе, например, на строительство новых очистных сооружений по предварительным оценкам требуется более шести миллиардов рублей. При общем доходе в городскую казну в 3,77 миллиарда рублей нетрудно сосчитать, что у городской администрации таких денег нет и никогда не будет.

XS
SM
MD
LG