Ссылки для упрощенного доступа

Суд над "московским убийцей". В Берлине начался процесс по делу об убийстве Хангошвили


Портрет Хангошвили на акции протеста в Берлине.
Портрет Хангошвили на акции протеста в Берлине.

В главном земельном суде Берлина начался судебный процесс, который с большой вероятностью повлияет на двусторонние отношения Германии и России, пишет Радио Свобода.

Речь идет о процессе по делу об убийстве бывшего полевого командира чеченских сепаратистов, гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили, который был застрелен в Берлине 23 августа 2019 года. Обвиняемый – гражданин России, которого подозревают в совершении преступления по заказу российских властей. Он был задержан по горячим следам, въехал в Германию по паспорту на имя Вадима Соколова, однако следователи считают, что это имя фальшивое.

  • Расследовательская группа Bellingcat и её партнёры утверждают, что установили его подлинное имя – Вадим Красиков. Его разыскивали власти России по обвинению в заказных убийствах, однако затем отменили ордер на его арест. По данным Bellingcat, Красиков активно общался с ветеранами подразделения ФСБ "Вымпел" и действующими сотрудниками ФСБ. Также следствие считает, что у него был сообщник Роман Д., который также имеет отношение к спецслужбам. Bellingcat утверждает, что это Роман Демьянченко, бывший офицер спецподразделения ФСБ. Его роль в убийстве пока неясна.

Федеральная прокуратура ФРГ выдвинула против Красикова обвинение по 211-й статье Уголовного кодекса Германии (убийство). В обвинительном заключении в отношении подсудимого сказано: "Он либо рассчитывал на финансовое вознаграждение, либо разделял мотив своих заказчиков – убить политического противника и таким образом отомстить за участие в прошлых конфликтах с Россией".

Пресса Германии уделяет большое внимание процессу. Заголовки красноречивы, например: "Убийство по заказу государственных российских органов" ("Франкфуртер Альгемайне Цайтунг"), "Московский убийца" ("Тагесшпигель"), а "Ди Вельт" даже сделала рубрику "Киллеры Путина в Германии". Все это в сочетании с делом об отравлении Алексея Навального явно обещает охлаждение в отношениях двух стран.

Как пишет "Ди Вельт", "на скамье подсудимых находится не только обвиняемый предполагаемый убийца, но и вместе с ним российское государство". Генеральный прокурор Германии с уверенностью вменяет в вину Кремлю роль заказчика убийства на территории ФРГ. Ничего подобного не случалось в Германии с 1997 года, когда убийство четырёх иранских эмигрантов в берлинском кафе "Миконос" было расценено прокуратурой ФРГ как сделанное по заказу Ирана.

Возможно, главным содержанием процесса будет попытка прокуратуры обосновать обвинение в адрес российских государственных структур, и возможно, часть доказательств уже содержится в 67-страничном обвинительном заключении. На первом заседании гособвинитель Рональд Георг не зачитывал его полностью. В своём выступлении он, в частности, заявил: "Речь идет, сообразно известным нам сведениям, об убийстве по заказу российских государственных структур. С точки зрения правительства РФ убитый является врагом государства, прежде всего потому, что он воевал в чеченской войне против России".

Рональд Георг сказал далее, что 2012 году ФСБ России направила в Германию данные, что разыскиваемый российским спецслужбами Хангошвили выступает за создание Кавказского эмирата и занимается подготовкой террористов на территории Грузии. И добавил, что Хангошвили (или Торнике Кавтарашвили, в соответствии с грузинским паспортом, по которому он въехал в ФРГ) с 2016 года находился в Германии как соискатель политического убежища , и что "заказное убийство Кавтарашвили выглядит с точки зрения прокуратуры ФРГ как месть политическому противнику".

В зале заседаний, в котором число мест для публики ограничено по причинам пандемии, присутствовали родственники убитого Зелимхана Хангошвили (в частности, жена и сестра). Семь родственников Хангошвили являются соистцами наряду с прокуратурой. Среди публики почти нет мужчин. Живущие в Берлине чеченские эмигранты не спешат "засвечиваться". Многие представители чеченской диаспоры восприняли демонстративное убийство Хангошвили в центре Берлина среди бела дня как знак устрашения и предупреждение всем.

Подсудимый называет себя работником строительной сферы из Брянска, и несмотря на то, что у следствия нет сомнений в том, что он – Вадим Красиков и въехал в ФРГ по вызывающему сомнения паспорту на имя Вадима Соколова, он будет фигурировать в процессе (на чем он сам настаивает) именно под этими именем и фамилией до тех пор, пока не появятся доказательства его подлинной идентичности.

У обвиняемого три адвоката. Два предоставленных судом и ещё один, Роберт Унгер, был нанят самим обвиняемым.

Представитель суда Лиза Яни в своем выступлении обрисовала последовательность событий: убийца на велосипеде приблизился к жертве со спины, выстрелил в него с некоторого расстояния, затем подошел к упавшему и добил его двумя выстрелами в голову.

На втором заседании суда 8 октября выступали два свидетеля убийства, видевшие действия убийцы из окна кафе поблизости. Они повторили с небольшими разночтениями данные ими ранее показания и ответили на вопросы сторон. Сам подсудимый, тоже имеющий право задавать вопросы и оснащенный двумя переводчиками, хранит молчание, и так будет, похоже, до конца процесса.

Всего запланировано 25 заседаний. Суду предстоит установить, кто помогал предполагаемому убийце, кто снабдил его пистолетом с глушителем, как этот пистолет попал в Германию, кто навёл его, впервые оказавшегося в Берлине, на жертву. "Соколов" приехал в Берлин из Польши, а туда прилетел из Парижа, куда ранее прилетел из Москвы с французской визой.

После первых двух заседаний 7 и 8 октября на процессе будет пауза. Следующие заседания пройдут 27 и 28 октября. На первом из них будет продолжен допрос свидетелей.

Накануне процесса я беседовал с Эккехардом Маасом, главой немецко-кавказского общества. Он писал поручительство в МИД Германии за Хангошвили, чтобы того признали политическим беженцем и дали охрану. Но этого, к сожалению Мааса, не удалось достичь. По словам Мааса, Хангошвили опасался за свою жизнь и принимал все возможные в его положении меры предосторожности, в частности, каждый раз, отправляясь на молитву, избирал мечеть, отличную от предыдущей.

Комментируя начавшийся в Берлине процесс, эксперт по внешней политике правящей партии Христианско-демократический союз Родерих Кизеветтер заявил: "Особенное возмущение вызывает тот факт, что это убийство совершено за пределами России, как и убийство Александра Литвиненко, и покушение на убийство Сергея Скрипаля, и теперь впервые на немецкой земле, что является вопиющим скандалом".

Оппозиционные партии Германии считают реакцию правительства ФРГ на убийство в Берлине слишком сдержанной. Но канцлер ФРГ Ангела Меркель уже заявила, что если судом будет доказано, что заказ на убийство последовал из Москвы, соответствующая реакция правительства ФРГ последует.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG