Ссылки для упрощенного доступа

"Выживайте как хотите". Села в Ингушетии остались без воды


Башня Согласия в Магасе, Ингушетия, иллюстративное фото
Башня Согласия в Магасе, Ингушетия, иллюстративное фото

С начала июня в ряде поселков Ингушетии исчезла вода из кранов. В Назрани, Карабулаке, Сунже, Малгобеке, а также селах Плиево, Сагопши, Инарки и станице Нестеровской вода появлялась только по ночам, но в последние несколько недель во многих местах нет и этого. Оказалось, что виной этому - дряхлые трубы и не исполненные обещания властей.

Возвращаться, хоть с перебоями и не везде, вода в краны начала к 10 июля.

В ряде сел люди вынуждены довольствоваться покупной водой, которую привозят в цистернах по полторы-две тысячи рублей за машину. На две недели ее хватает семье из четырех человек на питье, приготовление пищи и стирку. И то - при большой экономии.

Житель села Плиево Мухаммад Ажигов говорит, что летом в республике постоянно возникают проблемы с водоснабжением.

"В этом году ситуация особенно критическая. Во многие села вообще не поступает вода. Видимо из-за того, что в самый разгар жары затеяли ремонт насосных станций и замену оборудования", - предположил он.

Ажигов купил машину воды и заплатил за нее две тысячи рублей. Этого запаса его большой семье хватит на два дня.

Между тем первый вице-премьер правительства Ингушетии Михаил Илезов на совещании с главами муниципалитетов заявлял, что в проблемные села обеспечен подвоз питьевой воды.

Водонапорная станция в Назрани
Водонапорная станция в Назрани

Однако жители этих сел в разговоре с "Кавказ.Реалии" сообщили, что привозной воды пока не видели.

К началу июля проблема обострилась настолько, что решать ее пришлось уже на уровне российского правительства. Полпредство президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе отчиталось о трехстороннем телефонном совещании между полпредом Юрием Чайкой, первым замминистра экономического развития страны Михаилом Бабичем и главой региона Махмуд-Али Калиматовым.

Последний уверил, что проблема решается и в Назрани вода уже есть.

В ГУП "Ингушрегионводоканал" 10 июля сообщили, что "на решение проблемы брошены все силы".

"В Карабулаке вода уже есть. В Плиево есть на 80%, в Инарки воду подали в пятницу. Сильный напор невозможен, так как разбор воды очень большой", - отметили в местном водоканале.

Главной причиной проблемы в организации назвали бесхозность муниципальных сетей. Заместитель директора "Ингушрегионводоканал" Башир Аушев рассказал "Кавказ.Реалии", что магистральные трубы не меняли с 1958 года.

"Оборудование очень старое. Приходится всегда ремонтировать, можно сказать - каждый день. Мы работаем в усиленном режиме днем и ночью без выходных. Но другого выхода нет, люди нуждаются в воде. В Назрани на водонапорной станции вышел из строя двигатель, сейчас его чинят, работаем даже ночью. Этот двигатель обеспечивает водой Назрановский район, около 30 тысяч жителей", - сообщил Аушев.

Житель села Плиево Мухаммад Ажигов припомнил обещания местного правительства: "Илезов выступал, говорил, что насосы заменят на более сильные, в течение десяти дней решат проблему. Но десять дней давно прошло, а проблема только усугубилась. Видимо, что-то пошло не так. К сроку, когда нам пообещали воду, стало еще хуже. Видимо, это общероссийская аномалия - нечистый на руку чиновник".

Ни воды, ни трубы

В поселке Бековичи в городской черте Малгобека жители не заметили нынешнего кризиса, потому что водопровода у них нет уже три года. Десять лет назад им предложили переехать в квартиры, но люди не пожелали оставлять земли и подворье. В результате поселок отключили от водоснабжения.

"Живем трудно, натуральное хозяйство выручает. До города далеко, 12 километров. Автобус перестал ходить, люди сейчас кто пешком, кто на попутках добираются. Даже старейшины села ездили в правительство, просили транспорт вернуть, но все без толку. Но главное, трубы срезали, водонасосный цех продали, выживайте как хотите", - говорит житель села Бековичи Умар Готиев.

Бывшая водяная башня в селе Бековичи
Бывшая водяная башня в селе Бековичи

По его словам, в село приезжали чиновники и на камеру рассказывали о водовозах, которые обеспечивают жителей водой. Однако в реальности воду приходится покупать за свой счет.

В семье Умара четверо детей. Одна цистерна привозной воды стоит полторы тысячи рублей. По его словам, ее хватает на две недели, если экономить.

"О том, чтобы каждый день стирать или детей ежедневно купать, мы забыли", - говорит мужчина.

В "Ингушрегионводоканале" сообщили, что о проблеме Бековечей не знают. "На следующей недели мы отправим комиссию для разбирательства и анализа ситуации. Жалоб со стороны жителей данного населенного пункта не было", - заявил "Кавказ.Реалии" представитель предприятия.

***

Пока часть жителей республики остается без воды, правительство Ингушетии рапортует о переговорах главы региона с Минстроем России о финансировании строительства водозабора на реке Ассе мощностью до 100 тыс. м³/сутки и замене ветхих разводящих сетей. Однако эта стройка объявлялась еще при Евкурове, но так и не была начата.

Руководитель ингушского отделения партии "Яблоко" Руслан Муцольгов считает, что решение коммунальных проблем не обходится без политического подтекста.

"Калиматов пришел с коммунальной повесткой, - он мол, решит насущные проблемы. Но в реальности, думаю, его задача - просто снять общественное напряжение. Водоснабжение они не наладят, это нужно делать комплексно, а не полумерами для отвода глаз", - заключил собеседник.

XS
SM
MD
LG