Ссылки для упрощенного доступа

Без надежды вернуться в Грозный


Женщина в лагере аль-Хол, иллюстративное фото
Женщина в лагере аль-Хол, иллюстративное фото

Как уроженка Чечни выживает в сирийском лагере беженцев

В cирийских лагерях и тюрьмах среди сдавшихся и захваченных в плен боевиков экстремистской группировки "Исламское государство" находятся российские граждане. Часть из них - женщины родом с Северного Кавказа, многие с детьми. В лагерях аль-Рож и аль-Хол на севере страны они ютятся в палатках, выживают в тяжелых условиях, практически без медицинской помощи, на скудном пайке.

Айза (имя героини изменено - прим. ред.) приехала в Сирию из Чечни пять лет назад и горько сожалеет об этом. Телефон и документы, как и у всех вновь прибывших, у нее отобрали. После разгрома ИГ в 2019 году ее муж попал в тюрьму, а она оказалась в руках курдов. С тех пор женщина обитает в лагере аль-Хол. На связь она выходит урывками, потому что охрана запрещает гаджеты. Айза скучает по Грозному, но уверена, что дома ее ждет тюремный срок за содействие боевикам.

Несмотря на разгром ИГ, в многотысячном лагере хватает его сторонников, говорит женщина.

"Они дают присягу новым халифам. Их 'львицы джихада' даже устраивают тут демонстрации с черными флагами. Среди фанаток ИГ есть уроженки Чечни. Земляки в Европе для них собирают немало пожертвований, говорят, за год больше миллиона долларов прислали. Часть на эти деньги наняла проводников и выбралась отсюда. Другие тратят присланное: покупают готовую еду и уборку себе в палатку заказывают", - рассказала собеседница.

Сама Айза мечтает поскорее выбраться хотя бы в Турцию, но проводники, обещавшие вывезти ее хотя бы в соседний город, брали деньги и исчезали. Женщина перебивается сирийскими продуктами и подрабатывает вместе с другими пленницами, готовя еду на продажу.

Хлеб, который печет Айза
Хлеб, который печет Айза

"Чтобы заработать сто долларов, мне несколько месяцев надо работать", - говорит она.

Айза утверждает, что писала главе Чечни Рамзану Кадырову и обращалась в МИД России с просьбами о помощи в возвращении домой, но все тщетно.

Женщина опасается за свою жизнь. По словам Айзы, в лагере процветает насилие и антисанитария. Кроме того, ей проходится жить в полной неопределенности относительно будущего.

Старший советник CSIS, эксперт Free Russia Fondation Денис Соколов так описывает ситуацию с пленными: "Аль Хол огромный, там больше семидесяти тысяч человек. Внутри есть магазины, в них даже принимают некоторые российские карты. Беглецов пропускают турки, мужчин в тюрьмы сажают, а женщин с детьми отправляют в лагеря. Курды отдают пленных, если их запрашивает какое-нибудь правительство. Приехавших из Европы, это в основном мигранты или беженцы, никто не запрашивает, так как их статус не определен".

Несколько лет назад российские представители, в том числе экс-сенатор от Чечни Зияд Сабсаби, занимались вывозом российских граждан из Сирии и Ирака, но часть из них так и не смогла попасть на родину.

В МИД России никак не комментируют приостановку вывоза из Сирии российских граждан. На два запроса корреспондента "Кавказ.Реалии" в дипломатическом ведомстве не ответили.

В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию Сабсаби коротко сообщил, что больше вывозом россиянок не занимается.

Незадолго до публикации этого материала Айза перестала выходить на связь. О ее судьбе ничего неизвестно.

XS
SM
MD
LG