Ссылки для упрощенного доступа

Право бить и право убивать


На днях в Чечне обсудили скандальный законопроект о домашнем насилии. Правозащитники, религиозные и общественные деятели обратили на него внимание во время дискуссии в ходе межрегионального круглого стола, посвященного вопросам сохранения семьи и культурных традиций.

Однако, по мнению собравшихся, пропаганда "борьбы с домашним насилием" в действительности преследует цель нарушить преемственность поколений и снизить мотивацию у молодежи заводить семью и детей. Кроме того, участники пришли к выводу, что Чечня и Северный Кавказ в целом могут и готовы взять на себя роль лидера в защите традиционных семейных ценностей в России.

Тем не менее только один случай убийства Регины Гагиевой заставил говорить о правах женщин на Северном Кавказе всю страну: под камерами видеонаблюдений бывший муж десять раз ударил ножом 21-летнюю девушку.

"Когда мы запилили страницу, и когда мне стали приходить сообщения, честно, я сначала думала, что это какие-то тролли, которые придумывают истории, чтобы попробивать, что мы будем с этим делать, - рассказывает лидер движения против семейного насилия "Хотае" в Северной Осетии Агунда Бекоева. - А сейчас проходят дни, приходят сообщения, их много. За два месяца к нам пришло тридцать сообщений. Я понимаю, что для такого маленького города, для такой маленькой республики – это много! Понятно, что нам пишут единицы. Может, один человек из двадцати. Поэтому когда ты пытаешься представить масштабы проблемы, это пугает очень сильно".

Расследование убийства Регины тем временем практически не движется. За два месяца в деле поменялись семь следователей, рассказывает ее сестра. А сам обвиняемый пытается доказать, что он невменяем.

"По моему субъективному мнению количество случаев насилия действительно возросло в последнее время, - поделилась с «Кавказ. Реалии» заместитель директора кризисного центра для женщин в Дагестане Фарида Бахшиева. - Прежде всего, это психологическое насилие, которое не все распознают сразу. Обычно женщины обращаются за помощью только после физического насилия, когда идет угроза жизни".

По мнению Бахшиевой, проблема с семейным насилием на Кавказе имеет большие масштабы прежде всего из-за традиционного уклада: "Разводиться считается позором, - говорит девушка. – Обратно в семью ее не принимают, а если принимают, то на таких условиях, что действительно лучше жить на улице. Плюс, конечно, отсутствие защиты женщин законодательно. Да, я за закон".

С тем, что отсутствие законодательной базы приводит к росту безнаказанных преступлений, согласны и другие правозащитники и исследователи.

"На мой взгляд, число некоторых преступлений, например, преступлений чести действительно стали расти, однако про другие стали больше говорить, - говорит исследователь Джанетта Ахильгова. - Во-первых, их стали больше освещать в СМИ, во-вторых, это связано с развитием социальных сетей. Что надо делать, чтобы решить проблему насилия? Увидеть и признать ее, а потом объединиться всем акторам – это и гражданское общество, и традиционные институты, и политические секторы. Причем это должны быть обязательно не только местные акторы. Но без политической воли на самом высоком уровне сделать что-то невозможно. Кроме того, необходимо подключать опыт, который уже наработан, в том числе в других странах".

XS
SM
MD
LG