Ссылки для упрощенного доступа

Сумерки неформальной экономики


Торговля цветами на улице, иллюстративное фото
Торговля цветами на улице, иллюстративное фото

Как повлияет налог на самозанятых на социально-экономическое развитие Северного Кавказа?

Роструд опубликовал данные о безработице в России по состоянию на 1 июля. Три северокавказские республики вошли в десятку регионов с наибольшим процентом регистрируемой безработицы. В Ингушетии процент безработных почти 10% (9,8), в Чечне он доходит до 8%, в Северной Осетии – до 2%. Самые низкие показатели безработицы наблюдаются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской области и районах севера – Ханты-Мансийском автономном округе.

Между тем российские власти готовятся к введению налога на самозанятых (налог на профессиональный доход), что может повлиять на статистику по безработным на Кавказе. Пока механизм собирания этого налога функционирует только в Москве и области, Калужской области и Татарстане. В 2020 году новый налог могут распространить на территорию всей России.

В конце июня стало известно о том, что Минфин РФ намерен внести в правительство предложение по расширению эксперимента по налогообложению самозанятых за счет регионов с высоким уровнем работников в неформальном секторе экономики. Это 13 территорий, в основном южные, писал "Коммерсант" со ссылкой на финансовое ведомство России.

Высокий уровень данного показателя приходится на Чечню (63,9%), Дагестан (55%), Ингушетию (49,2%), Кабардино-Балкарскую республику (41,3%), Северную Осетию-Аланию (37%), Крым (34,8%), Алтай (34%), Севастополь (32%) и прочие. Кроме того, говорится о необходимости включения в эксперимент территорий Крайнего Севера, Забайкальского края (тут показатель неформальной занятости 22,9%) и Тывы (26,9%).

Ставки налога для самозанятых составляют 4% (если принимать деньги от физлиц) и 6% (если оплата приходит от компаний и других юрлиц). Налог на профессиональный доход можно платить только тем, чей заработок составляет не более 2,4 млн рублей в год. Участники особого налогового режима могут не платить фиксированные взносы на медицинское и пенсионное страхование, а участником налогового эксперимента можно стать через мобильное приложении "Мой налог" (в случае, если регион деятельности человека является участником программы). Доходы от сборов этого налога остаются в регионах.

Региональные власти с энтузиазмом относятся к введению нового налога и заявляют о готовности к нему. Бизнес-сообщество настроено более скептично. Внедрять на Среднем Урале налоговый спецрежим для самозанятых граждан не стоит в ближайшие несколько лет, пока не появятся результаты его действия в пилотных регионах, заявила уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Елена Артюх.

Социолог и эксперт по Северному Кавказу Денис Соколов считает, что введение налога на самозанятость даст местным элитам своего рода компенсацию за отнятый доступ к другим ресурсам, таким как выплаты по фальшивым инвалидностям, энергетический сектор, спиртоводочный бизнес и так далее.

"Введение этого налога в существующих реалиях приведет к сокращению так называемой теневой, а точнее неформальной экономики в регионе. Сокращение этой экономики, в свою очередь, окажет депрессивное влияние на гражданскую и политическую активность людей", – говорит Соколов.

По словам эксперта, неформальная экономика является "теневой" только для властей. Для людей занятых в ней – это просто способ осуществления экономической деятельности в условиях прессинга на любой независимый (т.е. не связанный с властями через коррупционные схемы) бизнес со стороны силовиков и в целом властных структур.

Пока региональные власти рапортуют о готовности к новому режиму налогообложения, экономические показатели на Северном Кавказе остаются среди самых низких в стране. Некоторые эксперты, впрочем, утверждают, что реальное состоянии экономики региона малоизвестно.

"Бизнес давят бульдозером". Зубаревич – о деньгах и кланах Кавказа
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:11:00 0:00

XS
SM
MD
LG