Ссылки для упрощенного доступа

"Предки всех российских ЧВК": исследователь – о роли казаков юга России в войне против Украины


Казаки разгоняют митинг сторонников Навального в Москве, май 2018 года // Иллюстративное фото
Казаки разгоняют митинг сторонников Навального в Москве, май 2018 года // Иллюстративное фото

С начала вторжения России в Украину в состав как регулярной армии, так и различных добровольческих формирований активно набирали членов казачьих обществ. Согласно официальным заявлениям казачьих обществ, в апреле 2022 года на войне в Украине участвовало пять тысяч реестровых, то есть официально зарегистрированных казаков – к концу года число задействованных в войне выросло втрое: до 15 тысяч. К началу октября 2023 года число реестровых казаков, воюющих в Украине, с учетом ротаций и увольнений достигло 25 тысяч.

Общая численность реестрового казачества сейчас превышает 140 тысяч человек, примерно две трети из них приходится на казачьи организации на юге России и Северном Кавказе, где находятся два крупнейших казачьих войска – Терское, атаман которого Виталий Кузнецов недавно возглавил Всероссийское казачье общество, и Кубанское, широко известное в том числе участием в аннексии Крыма в 2014 году. В двух крупнейших казачьих армиях по данным на 2019 год состояло 116 из 170 тысяч реестровых казаков (за несколько лет численность казачества сократилась – Прим. ред.). Еще более 18 тысяч человек входят в Всевеликое войско Донское, базирующееся в Ростовской области.

С начала войны финансирование реестровых казаков на юге России выросло в несколько раз. Официальный баланс Кубанского казачьего войска в 2022 году составил 34 млн рублей и вырос за год на 43%, Терского казачьего войска – в 43 раза, до 33 млн рублей, оборотные средства войска Донского в год вторжения в Украину увеличились с 39 до 53 млн рублей.

Реестровое казачество сегодня приобретает все большее значение как источник рекрутов для российской армии в условиях, когда федеральные власти делают все возможное, чтобы не прибегать к очередной волне мобилизации, отмечает в своей работе профессор Маскингамского университета Ричард Арнольд.

Редакция Кавказ.Реалии обсудила с доцентом кафедры политологии и исследователем казачества Ричардом Арнольдом, какую роль казаки играют во вторжении в Украину и каким образом этот институт трансформировался на юге России.

Профессор Ричард Арнольд
Профессор Ричард Арнольд

– Российское казачество весьма разнообразно. Можно ли сказать, что в целом казаки не только поддержали вторжение в Украину, но и приняли в нем активное участие? Верно ли будет это обобщение?

– Реестровые казаки являются группой, организованной Кремлем. Они не обязательно имеют отношение к казачеству, ровно как и к этническим казакам в прошлом. Эти люди просто носят казачью одежду, и им нравится ходить с нагайками – они используют внешние отличия в образе жизни, чтобы придать легитимность своей деятельности. Реестровые казаки гораздо более жестко контролируются правительством. Они с самого начала поддерживали вторжение в Украину.

У реестровых казаков нет связи с прошлым, в некотором смысле это просто косплей

Николай Долуда, который был лидером реестровых казаков к началу вторжения, знал о планах нападения на Украину. Мы можем утверждать это, потому что есть статья, написанная до вторжения, где он говорит: "Знаете, казаки, вам снова придется быть оплотом российских интересов в истории" (точная цитата звучит так: "Пришло время, когда казачество вновь становится оплотом и надёжным щитом России, гарантом единения и защиты её национальных интересов". – Прим. ред.).

Общественные, свободные или этнические казаки – это почти одно и то же: они считают себя потомками казаков в прошлом. Ситуация с этническими казаками гораздо более неоднозначна. У меня нет достаточных данных для того, чтобы объективно оценить их вклад [в войну]. Мы, например, знаем "Союз воинов-казаков России и зарубежья", который утверждал, что направил на фронт часть первого казачьего батальона – хотя, насколько я понимаю, это в первую очередь этническая казачья организация.

Потенциальная численность этнических казаков составляет 5 миллионов человек, но они утверждают, что всего от 5 до 6 тысяч из них – военнослужащие. В Украине, согласно официальным заявлениям, сейчас воюет 25 000 военнослужащих из числа реестровых казаков. Так что это соотношение, возможно, дает представление об уровне вовлеченности этнических казаков.

Реестровых казаков при этом неверно было бы считать этническими. У них нет связи с казачьим прошлым, нет какого-то особого наследия, которое делало бы их казаками. В некотором смысле это просто косплей. Официально зарегистрированные казачьи подразделения использовались российским правительством прежде всего в качестве площадки для вербовки людей в армию.

Какие пути российское государство сейчас использует для вербовки казаков на войну в Украине и чем их мотивируют?

– Прежде всего, есть прямой финансовый стимул, когда платит, в частности, организация БАРС (Боевой армейский резерв страны, – структура, созданная Минобороны до начала полномасштабной войны. – Прим. ред.) и обещают довольно приличные для России деньги. Это действительно работает.

С другой стороны, есть сильный идеологический стимул. Николай Дьяконов, лидер "Союза воинов-казаков России и за рубежом", в одном из своих выступлений называл Украину "землей, орошенной кровью наших предков". Если заглянуть в казачью мифологию, вспомнить о Тарасе Бульбе и других историях – все они действительно происходят в этой области восточной Украины, бывшей Гетманщине. С этой точки зрения, в том, что они говорят, есть некоторая историческая легитимность. Конечно, я не согласен с их интерпретацией, но такая позиция имеет место быть.

– Казаки с юга России активно участвовали в гибридной российской агрессии в Украине в 2014 году, в том числе в аннексии Крыма и захвате территорий Луганской и Донецкой области. Можно ли считать это одним из ключевых моментов превращения казачества в России в "парамилитарное образование" или их тесное сотрудничество с государством началось еще раньше?

– Я бы сказал, что российские казачьи организации всегда были лояльны Путину, а также российскому государству, но думаю, что даже если бы им дали право выбирать, некоторые из них могли остаться лояльным Путину или условному "царю" вполне осознанно. Такого рода отношения между царем и казаками свойственны России. Казаки действительно играли важную роль в обеспечении правопорядка в имперские времена.

Казачьий реестр на самом деле никогда не был частью российской истории, в прошлом такой существовал в Польше

Что касается современной истории, первоначально в 1990 году казаки были в оппозиции к правительству, на самом верху обсуждалась автономия Дона и лидер казаков Козицын даже заключил соглашение с Джохаром Дудаевым по поводу независимости (в 1994 году был заключен "Договор о дружбе и сотрудничестве между Всевеликим войском Донским и Чеченской Республикой Ичкерия", включавший обязательства оказывать военную поддержку и не пропускать через свою территорию оружие и воинские соединения противника. – Прим. ред.).

В 1995 году была попытка закрыть этот вопрос, создав государственный реестр казаков. Подобный реестр на самом деле никогда не был частью российской истории. В прошлом казачий реестр существовал в Польше. В России он был создан для того, чтобы отправить казаков на государственную службу – это нововведение и было самым существенным.

После этого казаки не особо показывались примерно до 2005 года. После "Оранжевой революции" в Украине Путин или кто-то из его окружения увидели шанс для создания своего рода "идеологического бастиона" против "ползучего" западного либерализма. Полномочия казаков были расширены, но они оставались вне поля зрения, хотя в этом были региональные нюансы.

Это продолжалось вплоть до 2012 года, когда произошло внезапное расширение контрактов между казачьими воинствами и местными органами ФСБ. Казаки помогали им бороться с преступностью, охранять природу, а также выполнять другие возложенные на ведомство функции. Итак, в 2012 году, и несколько позже этого периода времени, мы наблюдаем захват казачьего движения российским государством, так что к 2014 году одной из групп, которая помогла захватить власть в Крыму, были кубанские казаки.

На казаков обратили внимание как в России, так и за ее пределами после преследования сторонников Навального в 2017 году

Казаки сыграли определенную роль в охране порядка на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, а также на чемпионате мира по футболу 2018 года. Но позиция, из-за которой на них обратили внимание как в России, так и за ее пределами, – это преследование сторонников Навального в 2017 году.

Таким образом, последние 15–18 лет шло усиление власти казачьих военизированных формирований, задействованных для обеспечения безопасности. В своих исследованиях в качестве маркера того, что казачество в том или ином регионе перешло под контроль федеральных и региональных властей, я использую данные о том, когда на улицах городов впервые появились их патрули.

Правовая основа для казачьих патрулей была заложена именно на региональном уровне, эта практика первоначально сложилась на юге России – в Краснодарском крае и Ростовской области, из-за разрозненности исторических записей того времени сложно сказать, где патрули фактически возникли раньше.

Ростовский закон 1999 года о муниципальных дружинниках впервые в России позволил санкционированное создание отрядов дружинников для патрулирования городов, часто верхом на лошадях. При этом в Ростове первый казачий патруль "самопроизвольно" появился в Азове и Волгодонске еще в 1993 году, а в сентябре 1999 года такие патрули получили официальное разрешение от губернатора [Владимира] Чуба, подписавшего соответствующий региональный закон.

Позже реестровых казаков стали привлекать к охране государственных границ и обеспечению правопорядка не только на Дону и Кубани, но также в Забайкальском и Приморском краях на Дальнем Востоке и на территории бывшей Енисейской губернии в Сибири.

В своей лекции вы отмечаете, что по всей России казачье наследие превратилось в парамилитарное образование, в то время как в Украине оно заложило фундамент гражданской идентичности. Какие факторы привели к тому, что казачество в России фактически превратилось в еще один вид правоохранительных органов? В чем разница государственных подходов к казачеству в России и в Украине?

– Можно только предполагать, но я думаю, что это различие связано с тем, что в предыдущих исторических моделях казаки играли важную роль в построении Российской империи и в ее дальнейшем расширении. С точки зрения того, что казаки были жандармерией царя, это можно понимать как желание повторить ту историческую роль. И в некотором смысле вариантов тут было немного: либо так, либо перспектива отделения со стороны казаков.

В Украине казакам была отведена совершенно иная роль, нежели в России, потому что казачество всегда было особенно важно для их самоидентификации. По всей Украине есть все эти небольшие казачьи группы, но у них нет центральной организации. Нужно отметить, что украинское государство никогда не было в состоянии действовать сообща, чтобы институционализировать роль казачества таким же образом, как это сделала Россия. Хотя попытки были и там.

Образ казака-украинца сейчас используется украинскими военными. Они пытаются возвеличить этот романтический образ для поддержания морального духа армии. Я ездил в Украину в 2018 и 2019 году, разговаривал с людьми из украинского казачества, и некоторые из них рассказывали мне о генетической памяти. Но проблема в том, что все это очень туманно и чересчур романтично. Конечно, люди могут верить во все, что угодно, но с точки зрения создания централизованной структуры такие идеи не настолько убедительны, как идея выполнения задач государства.

– Что изменилось для "реестровых" казаков и добровольцев из казачьих обществ после бунта главы ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина? Можно ли сказать, что измена главы наемников прибавила им веса или, напротив, поставила в сложную ситуацию?

– Прошло не так много времени, чтобы утверждать точно, но я думаю, что гораздо больше внимания к казакам было приковано в том смысле, что в них видят группу, которая может заменить людей Пригожина. То есть в России сейчас есть огромное количество частных военных компаний – "Редут", "Шторм", "Поток".

Так, например, Константин Пикалов, глава "ЧВК Конвой" имеет связи с черноморскими казаками, которые являются организацией, созданной в 2015 году после аннексии Крыма. Но на самом деле российское правительство использует эти организации консолидированно.

"Прадедушкой" ЧВК в России были казаки. Если посмотреть на российскую историю, они в значительной степени действовали как частная военная компания для России в имперскую эпоху. Так что я думаю, что связь между "Вагнером" и казаками куда глубже, но этот вопрос требует больше времени и дополнительных исследований.

  • В Госдуму в ноябре внесли законопроект, дающий право губернаторам привлекать реестровых казаков к охране правопорядка, защите госграницы и борьбе с диверсантами, – для этого им собираются раздавать оружие.
  • В Ростовской области в конце октября казак избил семилетнего сына мобилизованного участника войны против Украины за то, что тот напал на его ребенка.
  • В 2022 году сумма пожертвований казакам юга России выросла в несколько раз.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG