Ссылки для упрощенного доступа

Не реставрация, а вандализм


Памятник Азизу Алиеву в Махачкале
Памятник Азизу Алиеву в Махачкале

В Дагестане памятники культуры реставрируют так, что меняется их внешний облик

Министерство культуры Дагестан признало незаконной покраску в золотой цвет памятника Махачу Дахадаеву, расположенного на привокзальной площади Махачкалы, и пообещало привлечь виновных к административной ответственности.

Общественные деятели в свою очередь указывают, что это не первый случай «варварской реконструкции» объектов культурного наследия в Дагестане и призывают создать орган, который будет согласовывать и контролировать проведение реконструкционных работ в республике.

В письме Минкультуры Дагестана от 25 октября, которое адресовано гражданскому активисту Марату Исмаилову, сообщается, что реставрация памятника Махачу Дахадаеву, которую провели по поучению мэра Махачкалы, является незаконной.

«В нарушение действующего законодательства по охране объектов культурного наследия на памятнике были проведены работы, изменившие внешний облик. В отношении лиц, производивших эти работы, будет составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.14 КоАП РФ (проведение работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия)» - говорится в письме, скриншот которого Исмаилов разместил на своей странице в Facebook.

30 сентября пресс-служба мэрии Махачкалы сообщила о завершении работ по благоустройству памятника Махачу Дахадаеву. Тогда памятник был перекрашен в золотистый цвет, что вызвало недовольство горожан.

При реконструкции и строительстве музеев, исторических памятников сказывается заинтересованность чиновников иметь с этого дополнительный доход, считает журналист Шарапудин Магомедов.

«Для них исторические памятники – это обычные объекты, при работе с которыми можно подзаработать. Поэтому здесь необходим особый общественный контроль. Без этого судьба и цена, то есть ущерб от реконструкции таких объектов абсолютно непредсказуем», - говорит Магомедов.

Журналист напоминает о реставрации в прошлом году дербентской крепости, которая сопровождалась грубейшими нарушениями: при восстановлении разрушенных фрагментов стен крепости был использован не грубый бутовый камень, как в оригинальной кладке, а новый кирпич, который затем замазали раствором желтого цвета. При этом к проведению и оценке реставрации, на которую было выделено более 600 млн рублей, не привлекли независимых экспертов, напротив, тендеры на восстановительные выиграли неизвестные в кругу реставраторов фирмы-«однодневки».

Для них исторические памятники – это обычные объекты, при работе с которыми можно подзаработать.

«И все это безотказно работало потому, что Минкультуры РФ было в одном лице и заказчиком, и приемщиком выполненных работ, - говорит Шарапудин Магомедов. - Если учесть возможности бюджета и то, что во многих музеях страны такая же плачевная ситуация, то, видимо, придется смириться и с потерянными средствами, и загубленными историческими ценностями».

Директор Музея истории Махачкалы Зарема Дадаева отмечает, что в республике уже много лет существует проблема с реставрацией памятников. «Все от того, что нет профессионалов на местах. Например, реставрация, (это и не реставрация, а вандализм), конной статуи Махача Дахадаева – это просто инициатива главы Унцукульского района, откуда родом Дахадаев. Они почему-то решили, что имеют право подобным образом «отреставрировать памятник», кто-то из чиновников дал добро, потому что нет денег и лишняя головная боль не нужна, ну и пусть за свой счет приводят в порядок. Причем это уже тенденция, не первый памятник таким образом уродуют», - говорит Дадаева.

По мнению директора музея, в республике необходимо создать комиссию, куда войдут архитекторы, историки, художники, искусствоведы и без коллегиального решения которой с объектами культурного наследия ничего не будут делать. Необходим надзорный орган.

«Сегодня по кускам «откусывают» золотые квадратные метры исторического центра Махачкалы и город таким образом лишается своего сердца. Это чудовищное отношение к историческому наследию. Коренные махачкалинцы крайне обеспокоены подобным варварским отношением к истории своего города и каждая утрата памятника или особняка в старой его части воспринимаются с болью и горечью», - говорит Дадаева.

Сегодня по кускам «откусывают» золотые квадратные метры исторического центра Махачкалы

Приводя в пример здание Дагестанской государственной филармонии в Махачкале, которое находится в аварийном состоянии и многими специалистами уже признано не подлежащим реставрации, Дадаева сетует, что «в другой стране отреставрировали бы и спасли это здание, пусть по финансам это вышло бы как строительство двух новых».

«Понимания, что исторический, архитектурный облик нужно сохранить для будущих поколений, нет ни у большинства новых горожан, которых сегодня 7/8-х от общего числа, ни у чиновников. Облицовка старых зданий сайдингом, уничтожения масштабных мозаичных панно на зданиях, безграмотная раскраска и оформление парковых зон – это то, что мы имеем сегодня. И каждый, кто к этому причастен, считает, что делает правильно. Все – от бескультурья, невежества и отсутствия бережной государственной и гражданской опеки», - считает Дадаева.

XS
SM
MD
LG