"Полевой командир", возомнивший себя теологом. Священники против Алаудинова

У генерала из Чечни Апти Алаудинова снова конфликт с РПЦ. В этот раз – из-за книги, призванной объяснить "идеологию" спецназа "Ахмат" его же бойцам. Один священник назвал ее исламской пропагандой, другой – ересью. Алаудинов в ответ предложил им самим собрать войска и отправиться на фронт. В деталях конфликта разбирался сайт Кавказ.Реалии.

Книгу под заголовком "Войско Иисуса (Исы, мир Ему) в битве против войска даджаля-антихриста" представили бойцам "Ахмата" еще в октябре 2025 года – об этом тогда сообщило государственное агентство "РИА Новости". В открытой продаже книги нет, но она доступна в сети.

Автором работы на 100 страниц значится действующий имам "Ахмата" Магомед Хийтанаев, некогда также занимавший должности заместителя муфтия Чечни, мусульманского судьи (кадия) Грозного, а также помощника руководителя республики Рамзана Кадырова.

Как писал сайт Кавказ.Реалии, Хийтанаев получал религиозное образование в Чечне и Сирии. В конце 2016 года – во время преследований родственников подозреваемых в нападении на полицейских в Грозном – он участвовал в травле семьи одного из них; кадыровского священнослужителя также связывали с пытками. Осенью 2017 года карьера приближенного к властям имама неожиданно прервалась – сперва его перестали показывать по местным телеканалам, а затем отправили в отставку. Публично причины этого решения не назывались.

Кадыров вспомнил о нем уже после начала полномасштабного вторжения в Украину, назвав Хийтанаева "известным богословом". После этого он стал одним из рупоров пропагандистской псевдорелигиозной концепции, что так называемая СВО – якобы "священная война". По информации чеченского движения NIYSO, имам отправился на войну, чтобы "отрабатывать" имущество своей семьи – после попадания в опалу.

Имамом "Ахмата" Хийтанаев стал не позднее ноября 2024 года. Тогда в этой роли его упомянул Апти Алаудинов, сообщив, что вместе с православным священником они "в знак единения народов и конфессий России <...> исполнили духовную миссию" в прифронтовой зоне Курской и Белгородской областей.

"Разрабатывайте свою идеологию и идите в бой"

В книге Хийтанаева, посвященной пропаганде войны против Украины как борьбы с "мировым злом", командир "Ахмата" указан в качестве соавтора и вдохновителя. Многократно повторяемый авторами посыл – для победы России необходимо духовное единение православных, мусульман и "представителей иных конфессий".

С подобными "проповедями" Алаудинов выступает перед бойцами с самого начала полномасштабного вторжения в Украину – война помогла некогда приближенному к Кадырову полицейскому вернуться из опалы. Теперь суждения чеченского генерала о боге оформили на бумаге. Автор при этом утверждает, что опирается на "конкретные факты" и пишет "строго на научной основе".

Одним из первых священников РПЦ, публично выразивших недовольство книгой, стал Вячеслав Андреев. Он назвал ее "ярким примером исламской пропаганды".

Алаудинов – проповедник не для русских православных, а для своей аудитории, для полка "Ахмат"

"Исламский Иса, которого они пытаются заменить на Господа нашего Иисуса Христа, согласно исламскому преданию, первое, что сделает, – будет уничтожать кресты на храмах и других ритуальных местах. Освободит христиан от уплаты джизьи (налог для иноверцев. – КР), что означает, что христиане примут ислам, а это единственный путь освобождения от джизьи. Для неокрепших в вере и не знающих тонкостей сравнительного богословия эта книга – путь к принятию ислама", – заявил Андреев.

В начале февраля с докладом по книге выступил зампредседателя Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви по апологетической миссии священник Сергий Фуфаев. Он пришел к выводу, что "данное учение представляет собой смешение идей ислама и христианства, приведшее к ереси", и призвал священников в беседе с людьми доказывать "радикальную несовместимость" книги Хийтанаева и Алаудинова с православной верой.

В 1998-2000 годах Фуфаев проходил срочную службу в армии (в 1999 году началась вторая война в Чечне – как во время первой кампании, туда отправляли в том числе срочников – КР), в 2006 году он получил первое религиозное образование, в 2014-2017 гг. работал в Казани. Свою нынешнюю должность священник получил в 2023 году.

Командир "Ахмата" в видеоответе заявил, что его книга это "идеология подразделения", призванная объединить бойцов разных вероисповеданий. Он отвергнул мысль, что доклад Фуфаева отражает мнение руководства РПЦ, и намекнул на ксенофобию священника: по его словам, "учение" назвали "ересью" лишь потому, что он чеченец.

"Мне что, ваша рецензия нужна, что ли? Абсолютно не нуждаюсь. <...> Собирайте себе подразделение, там разрабатывайте свою идеологию, вы под этой идеологией объединяете себе войска и идете сами себе отдельно в бой", – предложил Алаудинов.

С прошлого года он записывает свои видеообращения на фоне знамени, на котором совмещены российский и чеченский флаги, а также исламский полумесяц, православный крест и эмблема с изображением Ахмата Кадырова. Изменения символики "Ахмата" произошли с изменением личного состава: генерал объяснял, что в начале полномасштабного вторжения подразделение состояло из чеченцев, но теперь половину составляют русские, а еще четверть – остальные "добровольцы" различных национальностей России и бывших республик СССР. Такие изменения произошли после вливания бойцов "Вагнера" и других подразделений из бывших "добровольцев".

Читайте также Крест и полумесяц войска Алаудинова: как менялся состав "Ахмата"

Это не первый конфликт командира "Ахмата" с РПЦ. Прошлым летом он поругался со священником из Сочи Гавриилом, сказавшим, что мусульмане по приказу муллы якобы "готовы вырезать всех москвичей". Алаудинов в ответ назвал служителя церкви "дебилом в рясе". В итоге все закончилось примирением под камеры в православной келье.

Бывший иеромонах Петр (Степанов), который открыто осудил войну и РПЦ, а ранее 12 лет служил в Башкирской епархии, не исключает, что за конфликтами Алаудинова со священниками может стоять подготовка к провокации в Чечне со стороны Кремля – на фоне болезни Кадырова и его стремления передать власть сыну.

"Не нужно вестись на провокации интриганов, оставьте эти мелочные выяснения, чей Бог “правильнее”! Нельзя допустить столкновения народов на религиозной почве! А судя по всему, вас подталкивают именно к этому!" – заявил Степанов.

Богослов гражданской религии

Клирик Константинопольской церкви, церковный ученый Андрей Кураев в беседе с редакцией указывает, что Сергий Фуфаев в своем докладе по книге "Ахмата" опирается на богословие "плохого уровня".

"С точки зрения даже не религиоведения, а богословия, я бы сказал так: все, во что верят мусульмане, что является предметом их богословия и представления о Боге, – я не говорю сейчас о законах шариата, я говорю именно о предмете их главного упования, веры, – со всем этим согласен христианин. Отличие наших вер в том, что в христианстве есть некоторые догматы, представления о Боге, которые кажутся для мусульман неприемлемыми по тем или иным соображениям. Но в самом позитивном содержании мусульманской веры в Бога нет ничего такого, что требовало бы реакции типа той, что заявил этот священник", – объясняет Кураев.

Он отмечает, что все православные епископы, которые служат в мусульманских регионах, совершенно чужды взглядам, о которых заявил зампредседателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии.

"По большому счету, этот Фуфаев должен получить по голове за свои суждения. Но главное, что он напрочь уходит от очень серьезного вопроса: а есть ли действительно различия между христианским пониманием войны и мусульманским богословием войны? К сожалению, должен сказать, что их не так уж и много", – говорит собеседник.

Главными должны быть православные, а мусульмане, так сказать, "на подтанцовках"

В то же время, продолжает он, имеющиеся различия патриархия обсуждать избегает.

"Потому что ей хочется занимать, по сути, ту же позицию, что и генерал Алаудинов, который выступает не как богослов ислама, а как богослов гражданской религии России. И в этой гражданской религии все очень ясно: все, кто по приказу Путина погибнут, конечно же, герои. Поэтому формально, с точки зрения должности, Фуфаев не отражает позицию руководства РПЦ и еще получит по шапке. Я напомню позицию патриарха Кирилла: он неоднократно заявлял, что у русского православия больше общего с исламом, чем с католичеством", – подчеркивает Кураев.

Богословские представления католиков и православных гораздо ближе, но такую "линию фронта" патриарх проводит именно по политическим соображениям, продолжает клирик. Исходя из них же действует и Алаудинов и в этом смысле для конфликта между ним и РПЦ нет никакой серьезной почвы: "Он проповедник не для русских православных, а для своей аудитории, для полка "Ахмат". А структура "Ахмат" – это не только чеченцы, большинство боевых единиц составляют славяне. Это "замполит для своих". И в этом смысле понятно, что его задача – искать максимально общие вещи, но и давать преимущество исламу".

Читайте также Оказался незаменим для Кремля. Командир "Ахмата" Апти Алаудинов и его "достижения" за 2025-й год

Алаудинову по должности необходимо изобретать "безумные идеи", говорит социолог Дмитрий Дубровский. И если сравнивать их с идеей войны против Украины вообще, то книга об "Ахмате" – это просто попытка объяснить вторжение с общих позиций.

"Ради политических целей религии умеют договариваться. Но для этого все-таки нужно нечто более сильное, чем “полевой командир”, который возомнил себя теологом. У всех религий такого типа есть представления о конце света, битве с сатаной и так далее. Почему бы их не соединить? Другое дело, что он как-то “элегантно” христиан туда включил. Он повел их за собой в каком-то смысле – в тексте. И я думаю, что это больше всего возмутило священников РПЦ – “потому что так нельзя делать”. Здесь главными должны быть православные, а мусульмане – с точки зрения Московского патриархата – они, так сказать, “на подтанцовках”", – рассуждает он.

То, что Алаудинов использует хадис о Судном дне в контексте войны России в Украине, – это чисто пропагандистский ход

При этом для большинства верующих, не участвующих в войне, подобные книги ничего не значат – они их не читают и вряд ли даже знают, что они есть, отмечает социолог.

"Религия – часть идентичности, а не часть политической программы. И поэтому политических мусульман, как и политических православных, очень мало. Они вряд ли глубоко разбираются в государственных доктринах и тем более читать спущенную откуда-то книжку – неважно какого содержания – вряд ли будут", – говорит Дубровский.

Чеченский религиозный деятель (он согласился говорить с редакцией на условиях анонимности) тоже считает, что "проповеди" Алаудинова – далекого от богословия человека – преследуют исключительно пропагандистские цели. Для этого командир "Ахмата" использует хадис (предание) о том, что перед наступлением Судного дня мусульмане объединятся с верующими других конфессий и будут воевать вместе.

"Надо еще уточнить, насколько он достоверно его применяет. Это предание не относится к юридическим, там допускается некое послабление. Вокруг него нет единого монолитного согласия. Он присутствует в большей части рассказов, но его достоверность некоторые богословы ставят под сомнение. То, что Алаудинов использует этот хадис в контексте войны России в Украине, – это чисто пропагандистский ход", – убежден собеседник.

Задача командира "Ахмата", продолжает он, – затянуть людей в "мясорубку".

"Между прочим, в Коране есть аят, в котором говорится: искушение намного опаснее и даже преступнее, чем убийство человека. Под искушением там подразумевается ложное представление о Боге, манипуляции с сознанием человека. Искушением ты убиваешь общество", – заключил собеседник.

  • Алаудинов выбыл из списка возможных кандидатов на пост главы Чечни. По неподтвержденной официально информации, поиск преемника уже несколько месяцев ведут из-за прогрессирующей болезни Кадырова.
  • В российской военной среде обострилась дискуссия о межконфессиональных браках после неоднозначных заявлений соратника Рамзана Кадырова – командира спецназа "Ахмат" Апти Алаудинова. Спор перешел из религиозной плоскости в политическую, поднимая вопросы о границах традиций и риторике межнационального единства в современной России.
  • Командир чеченского спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов согласился войти в состав националистической группы "Русская община Юг" из Анапы. В основной организации, от которой в результате конфликта и откололось анапское отделение, назвали происходящее "провокацией левых чуваков с улицы".