"Отрастил бороду и молился"

Молящийся мусульманин (архивное фото)

В Адыгее дело о вербовке в ИГИЛ рассыпается в военном суде

Дело уроженца Таджикистана Сайода Убайдова, обвиняемого в вербовке в экстремистскую организацию "Исламское государство", может быть возвращено прокурору: одни свидетели обвинения отказываются от своих показаний, заявляя, что оговорили Убайдова под давлением и пытками, другие же дают показания, не имеющие никакого отношения к самому обвинению.

Сайод Убайдов был арестован в марте 2018 года. Его дядя Хайретдин Тоиров заявлял, что от него требовали оговорить племянника путем давления на бизнес. Впоследствии Тоирова депортировали из страны, а сейчас он дает показания в суде о том, что показания против племянника дал под пытками, которым его подвергали сотрудники УФСБ по Адыгее.

31 июля в Северо-Кавказском окружном военном суде состоялось заседание по делу Убайдова, на котором продолжился допрос свидетелей обвинения. Само судебное рассмотрение дела близится к концу и судебное следствие проходит в соответствии с уголовно-процессуальным законом, говорит его адвокат Наталья Фараджева.

В интервью "Кавказ.Реалии" адвокат рассказала, что ранее заявляла ходатайство об очных ставках со свидетелями обвинения и их допросе, после чего они были срочно депортированы из Адыгеи в Таджикистан.

"31 июля эти свидетели должны были быть допрошены дистанционно из Душанбе, однако их не доставили. Был допрошен засекреченный свидетель, который, как и в предыдущий раз, давал показания, не имеющие никакого отношения к существу обвинения. Так, он рассказал, что Убайдов отрастил бороду и молился, как молятся мусульмане в России, а не в Таджикистане. Из-за этого свидетель полагал его каким-то не таким. Ранее в суде был допрошен имам мечети, который заявил, что борода является отличительным признаком каждого мужчины, а как молиться – это личное дело каждого", - рассказала Фараджева.

Мечеть в Адыгее

В итоге на судебном заседании следствие представило к допросу лиц, показания которых не имеют никакого отношения к существу предъявленного Убайдову обвинения.

На допросе дядя, Тоиров, по видеоконференцсвязи из Душанбе рассказал, как его пытали в УФСБ по Адыгее, чтобы он оговорил своего племянника.

"Со слов Тоирова, до настоящего времени на него оказывается давление, осуществляется его преследование даже на родине, он просил суд оградить его и его семью от угроз и давления", - рассказала адвокат Наталья Фараджева.

В деле лишь два свидетеля обвинения, на показаниях которых реально строится обвинение. Помимо вышеупомянутого дяди, это некий Джамшед, находящийся в Таджикистане. Следствие считает, что Убайдов склонял Джамшеда к экстремизму, и якобы Тоиров, проходя мимо, видел, как племянник показывал экстремистские ролики свидетелю.

При этом в материалах дела нет не только экспертизы каких-либо роликов, но и самих видеоматериалов, свидетельствующих о том, что Убайдов действительно имел их в телефоне и использовал для вербовки.

"У Убайдова было изъято множество телефонов всей семьи. Не было выходов на соответствующие сайты, нет никакого видео. Убайдову инкриминируется вербовка в ИГ, которая якобы началась с начала января 2016 и продолжалась до конца 2017-го года, при этом деяние признано преступлением с июля 2016. А главный свидетель, которого якобы вербовал Убайдов, был опрошен лишь в марте 2018 года", - отмечает защитник.

Читайте также Силовики потребовали паспорта у прихожан мечети в Адыгее

В связи с процессом над Убайдовым УФСБ по Адыгее также оказывает давление на краснодарского общественника, руководителя общины мусульман народа рома Краснодарского края Владимира Маерова.

"Ранее на имя главы Адыгеи от прихожан мечети было подано обращение в защиту Убайдова. Его подписало 152 человека, среди которых видные общественные деятели, адыгейские спортсмены. Следователь в рамках дела в отношении Убайдова пытался выяснить, кто же организовал эту поддержку, и этим лицом, по мнению следствия, оказался бизнесмен и общественник Маеров Владимир, на которого началось давление. На судебном заседании были допрошены свидетели по делу, и даже есть засекреченные свидетели, которым якобы Убайдов рассказывал, что Маеров нанял ему адвоката, научившего его озвучиваемой сегодня позиции, и что Маеров создает помехи для работы УФСБ по Адыгее", - рассказывает Фараджева.

Следующее заседание назначено на 23 августа. Сам процесс защита называет объективным и состязательным.

В предъявленном обвинении Убайдову помимо прочего вменяется и организация незаконной миграции. Со слов адвоката, обвинение в этой части он признает.

"Он регистрировал граждан у себя дома без цели их проживания. Это преступление небольшой тяжести, по одному из этих эпизодов срок давности к привлечению к ответственности истекает в октябре этого года", - заключила адвокат.