Девятого февраля в дом семьи Картоевых в ингушском Малгобеке приехали силовики, провели обыск, обнаружили в кармане пальто главы семьи – Микаила – гранату и задержали его. Он уже третий месяц находится в СИЗО и ждет суда. Родственники уверены, что боеприпас мужчине подбросили сотрудники силовых структур. "Кавказ.Реалии" рассказывает историю Картоева.
К визитам сотрудников Центра по противодействию экстремизму МВД по Ингушетии и управления ФСБ по республике семья Картоевых была привыкшей. В 2009 году Микаил Картоев в течение трех месяцев был участником незаконного вооруженного формирования, но после уговоров отца вернулся к мирной жизни. Правда, пройти через комиссию по адаптации бывших боевиков Картоеву не удалось. Несмотря на то, что он был на личной встрече у главы региона Юнус-Бека Евкурова, силовики задержали Картоева в его доме и арестовали. На суде они отрицали, что Микаил сам сдался правоохранительным органам, заявив, что его поймали после получения оперативной информации. Картоева признали виновным по статьям 222 (незаконное приобретение и хранение оружия) и 208 (участие в НВФ) УК РФ и приговорили к трем годам условно.
"С тех пор он находился под пристальным наблюдением сотрудников полиции и являлся по первому требованию в любое силовое ведомство. Никаких противоправных действия Микаил не совершал и вел открытый образ жизни, зарабатывая честным трудом", - заявила "Кавказ.Реалии" Хеди Булгучева, жена Микаила.
Один из силовиков подсунул моему мужу в карман пальто какой-то предмет, а затем они из этого кармана достали гранату.
По ее словам, все эти восемь лет правоохранители приходили к Картоевым почти ежемесячно: то проверка, то обыск. Случалось в районе преступление – силовики наведывались к Микаилу. Каждый раз для Картоевых все заканчивалось благополучно, пока 27 января в Малгобеке не обстреляли полицейский патруль: стражи правопорядка попытались остановить машину для проверки, но водитель не внял требованиям и открыл по сотрудникам огонь.
Злоумышленнику удалось скрыться, но полицейские установили его личность. Им оказался сосед Картоевых. Уже в час ночи сотрудники приехали за Микаилом, но того не оказалось дома.
"Он был на работе. Как только силовики ушли, я позвонила мужу. Он сразу же поехал в отделение, но ему сказали прийти к 11 часам. Он, конечно, пошел и в итоге провел там два дня, возвращаясь домой только на ночь. В результате экспертизы выяснилось, что его не было в той машине, поэтому Микаила отпустили, ссылаясь на его непричастность", - поведала Булгучева.
А рано утром 9 февраля 2017 г. в дом Картоевых ворвались силовики: с полсотни вооруженных мужчин в масках, камуфляже и без опознавательных знаков приехали на трех микроавтобусах и нескольких легковых машинах.
Микаил в это время находился во дворе – прогревал машину, чтобы отвезти детей в садик. Силовики поставили его к стене с поднятыми руками и стали проводить досмотр.
"Я вышла на крыльцо дома и заметила, как один из силовиков подсунул моему мужу в карман пальто какой-то предмет, а затем они из этого кармана достали гранату", - рассказала Булгучева.
"Где папа хранит автомат"
Дом Картоевых тоже обыскали. При этом сотрудники вели себя грубо и спрашивали у маленьких детей Микаила, "где папа хранит автомат". Дома силовики ничего не нашли, только изъяли ноутбук Картоева. В итоге правоохранители составили протоколы, в которых расписались приехавшие с силовиками понятые, и забрали Микаила в ИВС.
"Микаила схватили, чтобы он рассказал, где находится наш сосед, который обстрелял полицейских. Сотрудник ЦПЭ, когда достал гранату, сказал: расскажешь, мы тебя отпустим домой. Но муж ничего не знал", - говорит Булгучева.
11 февраля Малгобекский городской суд избрал Картоеву меру пресечения в виде содержания под стражей. Ему предъявили обвинения по статье 222 (незаконное приобретение и хранение боеприпасов). 6 апреля Микаилу еще на месяц продлили срок содержания под стражей.
"Адвокат мужа заявил на суде, что у следствия нет достаточных оснований для взятия моего мужа под стражу, например, нет никаких доказательств, что Микаил может скрыться от следствия. Однако суд не учел таких доводов, как положительные характеристики мужа и его семейные обстоятельства: четыре малолетних ребенка, один из которых инвалид с рождения, жена и два престарелых родителя, которые находятся на его иждивении", - заявила Булгучева.
При этом никаких следственных действий не происходит, Картоев просто сидит в СИЗО, отмечает Булгучева. Семья Картоева обращалась с заявлениями в прокуратуру, к министру внутренних дел, к правозащитникам, но никаких результатов это не принесло.
"Никто не может повлиять на этих ЦПЭшников, а мы, бедные люди, должны страдать. Вот арестовали сотрудников ЦПЭ по другому делу (дело об убийстве Магомеда Далиева - прим.ред.), пришли новые, а творят такой же беспредел, - жалуется Булгучева. - Я спрашиваю, почему в том случае арестовали, а в нашем – нет, а мне отвечают: там большое дело, убийство, пытки, у которых есть свидетели, а у вас только гранату подкинули. Что же, нужно ждать, пока моего мужа убьют, чтобы эти нарушения расследовали?"
"Кавказ.Реалии" писал о двоюродном брате Микаила – Магомеде Картоеве, который был похищен силовиками 10 апреля при пересечении российско-азербайджанской границы. Мужчина опасался силовиков, поскольку видел, как подбрасывали гранату Микаилу и дал соответствующие показания. 11 апреля в Магомеда также провели обыск и "обнаружили" гранату и патроны. Родственники уверены, что и в этом случае боеприпасы подбросили силовики.
Редакции не удалось оперативно получить в МВД по Ингушетии комментарии (в ведомство направлен письменный запрос).