Профсоюз работников образования выразил недовольство новыми критериями аттестации педагогов, вынесенные на общественное обсуждение. По мнению председателя профсоюза Таймураза Тезиева, они нарушают трудовое законодательство.
Аттестация для многих становится ночным кошмаром. Вроде и уроки проводят, и за учеников переживают, и научные статьи пишут, а как подходит аттестация, так сразу начинается паника. В республиканском Минобре с этим не согласны. "Аттестация – это результат систематической работы. К ней не нужно специально готовиться, разрабатывать уроки и участвовать в конкурсах", - говорит замминистра образования и науки Северной Осетии Людмила Башарина.
Но нынешнее возмущение Тезиева связано не с количеством бумаг, которые необходимо собрать педагогу. Его обеспокоили новые критерии, по которым она должна проходить.
"Большая часть баллов предусмотрена за показатели внешней деятельности педагога, а не за достижения учениками положительных результатов освоения образовательных программ", - сетует Тезиева.
Сегодня мы наблюдаем очень низкий социальный уровень жизни учителей.
По его мнению, критерии оценки, предложенные республиканским минобром, противоречат федеральным. В министерстве, однако, пояснили, что есть большая разница между критериями, предложенными для обсуждения, и критериями, которые необходимо выполнять.
"На самом деле никаких изменений нет, - говорит Башарина. – Сейчас мы продолжаем работать по критериям 2014 года. Тем не менее стоит отметить, что часть из них уже морально устарела, а часть и так является должностными обязанностями учителей".
С мнением Тезиева, кстати, согласны далеко не все педагоги. Директор школы №15 г. Владикавказа Марина Дулаева рассказывает, что в этом году в их школе проходили аттестацию три педагога, и ни один из них не жаловался на критерии оценки.
"Пока нас форма аттестации устраивает, - говорит Дулаева. – Если еще одним из критериев оценки станут результаты Всероссийской проверочной работы, то тогда она станет еще более объективной. С мнением Тезиева я не согласна. Трудовое законодательство было бы нарушено, если бы не было самой возможности проходить аттестацию. Хотя, с другой стороны, если профсоюзы, которые защищают наши права, добьются еще более удобной формы аттестации, мы против не будем".
Тезиев обращает внимание и еще на один аспект. По его мнению, сложность получить максимальные баллы по всем критериям связана с директивой экономить школьные бюджеты.
"Всем известно, что результаты аттестации напрямую связаны с оплатой труда педагогов, - считает Тезиев. - Сегодня мы наблюдаем очень низкий социальный уровень жизни учителей, подавляющее большинство работает не на одну, а на полторы ставки. И, на мой взгляд, предложенная система оценки работы педагога нацелена только лишь на экономию бюджетных средств".
Большинство педагогов в республике не получают и двадцати тысяч рублей.
Но несмотря на то, что первая и высшая квалификационные категории действительно обеспечивают прибавку к зарплате (20 и 40 процентов от базового оклада соответственно), меньшее количество аттестованных учителей на размер школьного бюджета никак не повлияет.
"У образовательного учреждения есть фиксированный фонд оплаты труда, - объясняет Башарина. – Деньги оттуда мы забрать не можем. Все, что в нем остается, идет в фонд стимулирования, который распределяется между учителями в виде надбавок".
Тем не менее какие бы критерии не существовали, как бы они не менялись, и как бы не распределялись надбавки, аттестация до сих пор становится суровым испытанием для педагогов, которым необходимо писать научные работы, разрабатывать открытые уроки, обобщать педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений, а в свободное время еще и учить детей, которые среди конференций и семинаров отходят на второй план. При этом оплачивается работа учителя, как обычно, не так уж и высоко. Большинство педагогов в республике не получают и двадцати тысяч рублей.