Арест министра экономики Дагестана Османа Хасбулатова стал неожиданностью. Его, напомним, подозревают в хищении более 20 млн. рублей в бытность руководителем Многофункционального центра. Имеет ли это все политическую подоплеку?
До назначения министром экономики и территориального развития в феврале 2018 года Хасбулатова пять лет руководил Многофункциональным центром. По данным следствия, в 2015 году он создал организованную группу, которая при закупках мебели, компьютеров и оргтехники для нужд МФЦ республики завышала их стоимость. Деньги выводились через аффилированные фирмы.
"Любимчик главы"
Глава региона Владимир Васильев назначил Хасбулатова министром после того, как президент Татарстана Рустам Минниханов во время визита в Дагестан высоко оценил работу республиканских МФЦ, пишет местная газета "Черновик". В тот же день, кстати, по делу о хищениях были задержаны и.о. премьер-министра Абдусамад Гамидов и прежний министр экономики Раюдин Юсуфов.
Кроме того, 7 мая Васильев заявил, что претензий к Хасбулатову, когда тот руководил министерством, у него не было. И добавил, что МФЦ, которое создавал арестованный, признан одним из лучших в стране.
Задержание Хасбулатова может означать, что силовой блок озадачен поиском доказательной базы вины ранее задержанных чиновников – тех же Гамидова и Юсуфова, считает политический обозреватель Магомед Магомедов.
На это, по его мнению, указывает то, что вменяемые министру события – хищение более 20 млн рублей – произошли до 2017 года. То есть в тот период, когда сеть МФЦ подчинялась уже расформированному Минсвязи, а республикой руководил не Васильев, а Рамазан Абдулатипов (Хасбулатов дал показания против него, пишет политический телеграм-канал "Кремлёвский безБашенник").
"Кроме того, Хасбулатов – родственник Гамидова. Поэтому его задержание – это не только про желание, возможно, искреннее, побороть преступность в МФЦ. Может, тут речь и о том, чтобы постараться убедить подозреваемого министра дать нужные показания", - сказал эксперт.
Тут возникает вопрос: согласовывалось ли задержание Хасбулатова с Васильевым? Ведь министр, можно сказать, был любимчиком главы Дагестана.
"Васильев всегда приводил Хасбулатова в пример, говорил о том, что выстроенная им сеть МФЦ – лучшая в России, а также уверял, что президент Татарстана Рустам Минниханов просил отдать ему Хасбулатова. Так или иначе, задержание Хасбулатова можно назвать отголоском прошлой кадровой правительственной чистки", – добавил Магомедов.
Попытка приструнить?
Хасбулатов на министерском посту не показал особых успехов, говорит экономист Маир Пашаев: "За неделю до его назначения вышел доклад Счетной палаты республики, который содержал широкие претензии к работе МФЦ. Тот факт, что его поставили министром, несмотря на такие претензии, указывает на то, что была предварительная договоренность. Так не бывает, что его близкого родственника, Гамидова, арестовывают, а его самого потом чуть ли не сразу назначают министром".
Задержание имеет политическую подоплеку, уверен политолог Эдуард Уразаев. По его словам, спусковым крючком в этом деле стали смелые заявления адвоката Юсуфова Дагира Хасавова, с которым по одному делу проходит Гамидов. Речь идет о пресс-конференции 15 апреля в Махачкале, где говорилось о необоснованности обвинений в адрес Гамидова и Юсуфова.
По мнению эксперта, задержание Хасбулатова – сигнал Гамидову о том, чтобы он был сдержаннее: "Своими заявлениями он перевел дело из юридической плоскости в политическую. Я думаю, слова дошли до руководства правоохранительных органов, это вызвало недовольство. Может, была команда как-то его приструнить. Поскольку у них под рукой было дело о нарушениях МФЦ, по нему дали полный ход, чтобы дать сигнал Гамидову, что его родственника тоже могут арестовать, если вы будете себя так вести".
Уразаев напомнил, что те чиновники, которые соглашались с предъявленными обвинениями, получали домашние аресты или мягкий приговор, а Юсуфов и Гамидов продолжают делать на судебных заседаниях заявления политического характера. Что и могло разозлить правоохранителей.
"Я думаю, что Васильев, может, не хотел отдавать Хасбулатова, соглашаться с его задержанием, но был вынужден. Этой версии есть подтверждения и в словах самого Васильева, который сказал, что у него не было претензий к Хасбулатову", – заключил собеседник.