"Адвокаты в Чечне сталкиваются с теми же угрозами, что и подсудимые"

Слева направо Оюб Титиев и его адвокаты Петр Заикин и Мария Дубровина

Марина Дубровина – о том, как в республике фабрикуют "наркотические дела"

На днях Шалинский городской суд вынес приговор чеченскому правозащитнику Оюбу Титиеву. Он получил 4 года колонии-поселения по обвинению в хранении более 200 граммов марихуаны. Статья 228 часть 2, по которой осужден Оюб, в Чечне одна из самых "популярных". Как заводятся такие дела и что нужно, чтобы противостоять карательной системе – рассказывает адвокат Оюба Титиева Марина Дубровина.

- Насколько часто сейчас в Чечне заводят дела по 228 статье?

Рамзан Кадыров и ранее неоднократно обращался к жителям Республики, приравнивая употребление наркотиков к терроризму. 12 августа 2017 года на совещании с руководством республиканского МВД Кадыров объявил о создании оперативного штаба по борьбе с наркоманией и указал, что пора положить конец преступлениям, связанным с оборотом наркотиков в республике. И после 12 августа 2017 года начались массовые задержания лиц, причастных, по мнению правоохранителей, к незаконному обороту наркотиков.

Правоохранители устраивали настоящие облавы, когда за один день задерживали по нескольку десятков человек. Так Чечня довольно быстро стала лидером среди субъектов Российской Федерации по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков (к концу 2017 года и началу 2018).

К сожалению, в Чечне самыми распространенными являются две категории дел – это либо ст. 208 статья УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) в сочетании со ст.222 УК РФ(незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) либо 228 УК РФ статья в различных вариациях. Часть 1 статьи 228 я встречала редко, чаще всего это 2 часть. Люди осуждаются на реальные сроки, чаще всего немалые.

- Насколько реально оспорить свою вину?

Я таких случаев не встречала. Обычно люди идут с признанием вины в особом порядке, потому что до этого к ним применяют достаточно жесткие меры воздействия (избиения и пытки), и материалы дела начинают оформляться тогда, когда человек уже на все согласен. В таких приговорах не рассматриваются никакие доказательства вины или невиновности. Это может быть всего два судебных заседания, на втором обвиняемый уже получает приговор. С учетом массовых задержаний в августе-сентябре 2017 года и начале 2018 года, таких приговоров в Чечне немало. Людей же, которые пытаются оспорить предъявленное им обвинение, крайне мало. В моей практике это Оюб Титиев и еще два человека.

К сожалению, преступления по этой статье не расследуются – они создаются искусственно, а потом создается имитация их расследования. Так было и у Оюба, и в других делах.

- Почему люди в основном признают вину?

Давление на людей и их родственников таково, что оно не позволяет им оспаривать обвинения. Как правило адвокатов им назначает следствие. Адвокатов, которые решатся сказать "нет" и совместно с подзащитным изложить реальную ситуацию, зачастую противоречащую версии стороны обвинения, не так много.

- Получается, если человек не может взять себе адвоката из другого региона, у него очень мало шансов защитить себя?

Да. Адвокаты в Чеченской Республике сталкиваются ровно с теми же угрозами, что и подсудимые – их могут избивать, преследовать, угрожать их родственникам. В такой ситуации правду сложно отстаивать.

- Правда ли есть случаи, когда 228 часть 1 применяли против тех, кто употребляет алкоголь?

Да, это реально. Я знакома с таким делом. Человека забрали на улице в состоянии алкогольного опьянения – он сидел в своей машине, никуда не ехал, не управлял ею. Его продержали в ИВС, за это время был составлен материал, по которому его доставили якобы в состоянии наркотического опьянения с небольшим количеством марихуаны. Т.к. Уголовный Кодекс не предусматривает ответственность за употребление алкоголя, он был осужден по ч.1 ст.228 УК РФ, ему было назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно. Это совершенно конкретный случай.

- То есть по 228 статье у правоохранителей руки развязаны?

Конечно. Черные полимерные пакеты с веществом растительного происхождения-марихуаной я видела и в Шалинском ОМВД, это такие же пакеты, как и тот, что фигурирует в деле Оюба. Аналогичные пакеты проходят у меня еще по двум делам. Создается ощущение, что такой стандартный черный полимерный пакет с веществом растительного происхождения есть в каждом отделе полиции, с тем чтобы в нужный момент его всегда можно было использовать. Как мы увидели в деле Оюба, подкинуть наркотики большого труда не составляет.