Ссылки для упрощенного доступа

В отеле Таганрога месяцами незаконно удерживают украинцев с оккупированных территорий


Отель "Таганрог"
Отель "Таганрог"

Украинцев с оккупированных Россией территорий, не прошедших так называемую "фильтрацию", месяцами незаконно удерживают на территории отеля в Таганроге. В России они имеют лишь неофициальный статус – "задержанные за противодействие специальной военной операции", поясняют украинские правозащитники.

Украинцев удерживают в пункте временного размещения беженцев (ПВР) на территории отеля "Таганрог" по адресу улица Дзержинского, дом 161, об этом сообщает правозащитный проект "Поддержка политзаключенных. Мемориал" со ссылкой на собственные источники. Как отмечают правозащитники, у задержанных отбирают документы и телефоны, причем некоторых удерживают в таком положении от нескольких месяцев до года.

Регулярно находящимся в ПВР объявляют о возбуждении против них уголовных дел, в том числе по статье о шпионаже, пишут правозащитники. После этого, по их данным, задержанных вывозят в СИЗО ростовского Донецка (оттуда сообщали о пытках украинские защитники "Азовстали").

Сотрудники гуманитарной инициативы "Пошук. Полон" рассказывали, что российские власти создали систему секретных тюрем для украинских гражданских и военнопленных.

Как пояснил Настоящему Времени адвокат, сооснователь инициативы Николай Полозов, раньше считалось, что украинских пленных содержат в России в учреждениях на базе инфраструктуры Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН): на апрель 2025 года украинским правозащитникам было известно о более чем 180 таких местах.

Однако позже правозащитники узнали о неких центрах временного содержания "лиц, задержанных за противодействие специальной военной операции".

Это неправовой статус, которым наделяют задержанных украинцев: в российских законах и подзаконных актах такого понятия нет. "Нет статуса – нет и никаких правовых гарантий у этих людей. Нет прокурорского надзора, нет даже возможности переписки. Их содержат в режиме инкоммуникадо – без любой связи с внешним миром", – пояснял Полозов.

Такие задержанные содержатся обычно в производственных помещениях – на территории зернохранилищ и заводов без адресов. Они полностью засекречены, находятся в ведении Минобороны и охраняются военной полицией, рассказывали Настоящему Времени в "Пошук. Полон".

Удержание украинцев без правового статуса нарушает нормы международного гуманитарного права: положения Третьей Женевской конвенции, которая защищает право военнопленных, и Четвертой, которая защищает права мирного населения.

  • Летом 2023 года украинская журналистка Виктория Рощина поехала на оккупированные территории, чтобы найти места, где держат похищенных земляков, и пропала сама. Со слов сокамерниц Рощиной известно, что она была задержана в Энергодаре, а затем переведена в Мелитополь, где четыре месяца подвергалась пыткам. В СИЗО-2 в Таганроге она была этапирована уже в критическом состоянии. Летом 2024 года Рощину забрали в больницу на носилках. Получила ли она там лечение, неизвестно. После больницы ее перевели в отдельную камеру. Последний раз журналистку видели живой в сентябре 2024 года, тогда ее вывели из камеры в неизвестном направлении.
  • В феврале тело Рощиной передали в Украину. Как выяснили журналисты, морг в Виннице получил пакет с надписью "неопознанный мужчина". В нем лежало тело женщины "в состоянии глубокой заморозки" и крайнего истощения, на голени была бирка "7390 Рощина В. В.". Экспертиза показала совпадение с ДНК родителей Рощиной. Из-за состояния тела экспертам не удалось установить непосредственную причину смерти. У Рощиной отсутствовали глазные яблоки, мозг, часть гортани, а подъязычная кость была сломана.
  • В Таганроге содержатся не только украинские пленные, но и вывезенные с оккупированных территорий украинские заключенные и обвиняемые по уголовным делам. Одним из самых известных мест содержания является СИЗО-2 Таганрога – оттуда поступают сообщения о жестоких пытках.
XS
SM
MD
LG