254 тысячи россиян отправили в простой из-за проблем в экономике. Об этом свидетельствуют данные Минтруда. В начале года в простое находилось 98 тысяч сотрудников. Таким образом, на фоне спада в разных секторах экономики за 10 месяцев уровень скрытой безработицы вырос в России в 1,5 раза. Сокращение темпов роста наблюдается сейчас даже в военной промышленности, куда после вторжения в Украину российские власти вкладывают огромные бюджетные деньги.
Текст: проект "Окно"
Эксперты считают, что крупнейшие компании по производству металла, угля, автомобилей, цемента, РЖД страдают сейчас из-за замедления переведенной на военные рельсы экономики, уменьшения внутреннего спроса и сокращения экспорта вследствие санкций. Сталкиваясь с этими проблемами, российские промышленные гиганты вынуждены отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска или сокращать рабочую неделю.
"Кому денег подкидывают, тот пляшет"
По данным Российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАП), с начала 2025 года предприятия, напрямую не связанные с военной промышленностью, сократили производство на 5,4%, рост ВВП по итогам года замедлится на 0,7-1,0%, а рост военной промышленности снижается каждый месяц на 10-15%.
– Правда, там очень большая волатильность – кому денег подкидывают, тот пляшет, потом ему деньги сокращают, пляшет другой. – говорит экономист Владимир Грязневич. – Сначала танкам подкидывают, потом снарядам – и тогда танки замедляются, а снаряды растут. Но в целом военной промышленности замедляются темпы роста. А следом падают другие отрасли. В металлургии ухудшение показателей началось с середины 2024 года. Потом у некоторых отраслей падение темпов роста перешло в абсолютное падение – объемы производства стали уменьшаться в абсолютных цифрах. К началу этого года так было у половины гражданских отраслей, сейчас 2/3 производят меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
На российскую промышленность негативно влияют западные санкции, высокая процентная ставка на кредиты, уменьшение как внутреннего спроса, так и импорта. Российская экономика скатывается в рецессию, считают эксперты.
– Уже в 2022 году у иностранных фирм, надеявшихся на бизнес в России, произошёл культурный шок, они поняли, что надо уходить. Россия стала страной "суверенного риска", есть у экономистов такой термин: это когда государство представляет собой риск, – говорит экономист из университета Монаша в Мельбурне Геннадий Казакевич Геннадий Казакевич. – Когда процентная ставка выше 15-20%, то экономики нет: если брать долг под 20%, доходы от продажи продукции будут ниже, чем выплаты по процентам – тогда выгоднее свернуть производство и положить деньги в банк. В России экономика пришла именно к этому состоянию. В металлургии, например, прогнозируют, что в этом году внутренний спрос на сталь может просто рухнуть.
По данным ассоциации "Русская сталь", в 2024 году экспорт металлопродукции снизился по сравнению с 2023 годом на 7,9%, а по сравнению с 2021 – на 35%. Спад наблюдается и в машиностроении, за год на 6,4% уменьшилось производство проката, эксперты предрекают, что к концу 2025 года внутренний спрос на сталь может упасть ещё на 12%. Ассоциация уже обратилась за помощью в Министерство финансов и Министерство промышленности и торговли, попросив продлить сроки уплаты акциза на жидкую сталь и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на железную руду до конца 2025 года, а уплату налогов и страховых взносов перенести на первую половину 2026-го – чтобы избежать задержек зарплаты и облегчить обслуживание кредитов.
Металлурги винят в своих бедах высокую ключевую ставку и отмену льготной ипотеки, поскольку крупнейшим потребителем стали является именно строительная отрасль, на которую приходится около 70% потребления металла в России. Но сейчас у строителей внутреннее потребление стали упало на 5,6%.
– Сокращение строительства жилых и коммерческих объектов – это реальность, – признает генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов. – Соответственно, падает и потребность нашей отрасли в материалах, необходимых для стройки. Разумеется, это сказывается и на объемах перевозок этих материалов, в том числе металлоконструкций. Сокращение объемов строительства связано с сокращением субсидирования государством ипотеки, ведь продажа ипотечного жилья достигала в 2024 году 90%. Инструменты поддержки продаж, которые сейчас применяют банки и сами застройщики, в полной мере заместить господдержку ипотеки не могут.
Казалось бы, металлургию должны спасать военные заказы, но этого не происходит.
– Около половины всей металлургической продукции всегда заказывало строительство, а танки – это всего 10%, они погоды не делают, – говорит Владимир Грязневич
На российскую экономику влияют не только война и санкции, но и снижение цены на энергоносители, особенно на нефть: из-за этого падают и рублевые поступления в бюджет.
– На самом деле никакая это не экономика, это нежизнеспособный суррогат из рыночной экономики и командной, – поясняет Казакевич. – С одной стороны, потребительский спрос, который постепенно сокращается – все меньше производится того, что можно продавать. С другой стороны, есть военное производство, которое может существовать только на постоянных вливаниях. Как только вливание кончается, ожидайте спада.
"Не ходи, обманут"
Самый простой путь сократить издержки в этой ситуации для многих предприятий – сэкономить на заработной плате сотрудников. При этом руководители идут на всевозможные ухищрения.
– У нас суды очень быстро принимают решение об аресте имущества, если не выплачены зарплаты. Поэтому все этого боятся, да и уволить людей – это тоже целая история. Чиновники, особенно местные губернаторы, говорят: "Не увольняй человека, сократи ему зарплату в три раза, но не увольняй". Боятся, что показатель безработицы вырастет. Но увольняют всё-таки, когда уже совсем деваться некуда, – говорит Грязневич.
В сообщении Профсоюза металлургов и горняков в одноименной группе в ВК говорится, что работникам Челябинского металлургического комбината (ЧМК) проиндексировали тарифные ставки и оклады, но подобные отчеты лишь возмущают рабочих.
– Ну, подняли тариф на 4.5 процента. Если убрать недоштат на местах, зарплата рухнет на 20 тысяч. Но и работать троим за семерых уже сил нет, скоро уборщины будут больше зарабатывают, чем металлурги. – говорит Михаил, работающий на Челябинском металлургическом комбинате. – Одно подняли, другое урезали. Подняли тариф на 18 рублей в час, зато убрали индивидуальную доплату 10% от оклада, который у нас 217 рублей в час.
Экономя на заработной плате, некоторые предприятия либо вовсе сокращают сотрудников, либо переходят на сокращенную рабочую неделю. Она уже, например, введена на ЛиАЗе, КАМАЗе и АвтоВАЗе. К снижению заработной платы и переводу сотрудников на 4-дневную рабочую неделю прибегли также крупнейший производитель цемента "Цемрос" и алмазодобывающая компания "Алроса". В Тюмени закрылся завод "Свеза", производящий фанеру, оставив без работы 300 человек, многие другие крупные предприятия временно сворачивают производство. Из-за падения спроса на гражданскую продукцию на четырехдневку переведет сотрудников вагонного производства "Уралвагонзавод" – эта мера, как сообщает руководство предприятия, "коснется только гражданского сегмента и не скажется на гособоронзаказе". Спрос резко упал на грузовые вагоны, в РЖД признаются, что не знают, куда их девать – только в сентябре погрузка сократилась еще на 3,3%.
ОАО "Российские железные дороги" впервые с 2020 года работает в убыток, следует из отчетности госмонополии по РСБУ. За январь–сентябрь 2025 года РЖД потеряли 4,4 млрд рублей против прибыли в 44 млрд за тот же периодом годом ранее. Первый квартал компания завершила в плюсе на 13,3 млрд рублей, но с тех пор получила 17,7 млрд чистого убытка, который перекрыл заработок начала года.
Путеец Артем (имя изменено из соображений безопасности собеседника) из Псковской области говорит, что его зарплата, по сравнению с прошлым годом, снизилась как минимум на 10 тысяч рублей. А работать приходится и за себя, и за тех, кого сократили или отправили в простой.
– Мы обязаны ездить и работать по всей области, на "чужих" участках, без доплат. Снабжение инструментами и материалами вообще отсутствует, спецодежды тоже толком нет, инструменты покупаем за свой счёт, – говорит он. – На работе не соблюдаются ни технология работ, ни охрана труда, ни меры безопасности – действует только устное распоряжение мастера. Грузоперевозок стало меньше, поездов меньше, РЖД несёт финансовые потери, поэтому нужно сократить рабочих, уменьшить зарплату и урезать все, что можно. На бумаге для высшего начальства люди есть, а работать некому. Например, по штату должно быть 10 путейцев, по факту их два-три, но на бумаге штат полный, – рассказывает путеец.
При этом многие сотрудники боятся говорить открыто о своих проблемах. Они держатся за свои рабочие места, даже при сокращении им зарплаты. Но в соцсетях люди откровеннее:
На вопрос: "А вы бы хотели, чтобы ваши дети работали на железной дороге?" участники группы "РЖД – моя работа" во "ВКонтакте" отвечают очень эмоционально:
"Не ходи, обманут".
"Да вы что, узаконенный концлагерь… врагу не посоветую".
"Нет. Ранее …было за честь работать машинистом, все уважали тебя, а сейчас только в грязь втаптывают".
"Неееее ! … сейчас всю дорогу раскромсали, дирекций… открыли, …а бедный работяга… на севере с 120% северными – 70 т предлагают – это беспредел и при любой оптимизации работяг и убирают ! Позорище ОАО РЖД !!!!!"
"Миллионеры внимательно осматривают, где можно ещё оптимизировать персонал и побольше заработать".
"Бегите.... РЖД идёт ко дну семимильными шагами. Людей нет, зарплатный фонд урезали донельзя".
"Кадровая катастрофа и жесткая экономия на всем, хотя жд – сложнейший инженерный организм, где на первом месте должна быть надёжность и безопасность".
"…я из Новосибирска, …все предприятия трясут, людей увольняют"
"А русский народ, которых сократят, на СВО заберут"
– Раньше в РЖД кричали – мы задыхаемся, не хватает вагонов, теперь все изменилось радикально, – говорит Грязневич. – Уголь возить перестали, потому что китайцы его не покупают. В РЖД огромные простои, что породило кризис в производстве вагонов. В Ленобласти есть огромный Тихвинский вагоностроительный завод, где производство упало в два раза. Когда мы стали выяснять, в чем дело, оказалось, заказы от РЖД упали. В пояснительной записке РЖД написано: "У нас переизбыток вагонов". А поскольку это очень неэффективное ведомство, они, чтобы удержаться на плаву, повышают цены – и бьют под дых металлургов и всех, кто перевозит свою продукцию.
За первые 7 месяцев 2025 года выпуск грузовых вагонов в России снизился на 17%.
– По вагонам можно оценивать реальный экономический рост. Когда железнодорожники говорят, что вагоны не нужны, больше правды про экономику сказать нельзя, – считает Геннадий Казакевич.
РЖД уже пришлось просить сотрудников центрального офиса брать три дополнительных выходных дня в месяц за свой счет. При этом, в качестве одной из мер господдержки крупных промышленных предприятий, обсуждается введение понижающих коэффициентов на перевозку железной руды, угля и металлопродукции или мораторий на индексацию тарифов, Но это нанесет дополнительный удар по РЖД.
– Транспортная отрасль – это тоже экономическая отрасль. Вы хотите отобрать у нее доход, чтобы в другой отрасли жилось хорошо. Ну, так не бывает. Это Зимбабве прошлого века. Как только ты ставишь какой-то препон, типа, давайте не повышать цены на продукты питания или замораживать тарифы – всё, на этом экономика заканчивается, – объясняет Казакевич. – Так же, например – не выход поддержка строительной отрасли с помощью дешевой ипотеки : возникнет фонд неликвидной недвижимости. Ничего искусственным путём не получится. Либо у тебя командно-распределительная система, как в Советском Союзе – никакой ипотеки, ждёшь квартиру от государства, получаешь мизерную зарплату на грани выживания, даже если ты специалист с высшим образованием, либо у тебя рыночная экономика, люди зарабатывают, тратят, и цепочка материальных связей работает. В России уже в нескольких местах эта цепочка нарушена.
На этом фоне в сентябре в Петербурге количество резюме на соискание работы впервые за последние три года превысило количество вакансий, причем сразу в семь раз. Еще недавно повсеместно наблюдался дефицит кадров, теперь ситуация перевернулась. И это тревожный симптом роста уже не скрытой, а нескрываемой безработцы, считают эксперты.
– Экономические ресурсы – это деньги, это производственные мощности, это люди, которые работают на предприятиях. В стране депопуляция, некому работать, а тех, кто мог бы работать, привлекают сумасшедшими деньгами на войну. Наводняют экономику деньгами, которые невозможно реализовать, вызывают инфляцию, – говорит Казакевич.
Падение наблюдается даже на "Норникеле", крупнейшем в России производителе платины, палладия и никеля. О трудных условиях работы предприятия и падении доходов в течение пяти последних лет рассказал Путину глава "Норникеля" Владимир Потанин. По его словам, компания страдает из-за снижения мировых цен на ее продукцию, "нарушение логистических цепочек, платёжных цепочек, необходимость переориентироваться на новые, необычные… рынки", а ориентация на экспорт, которая всегда была преимуществом "Норникеля" и источником его устойчивости, из-за санкций обернулась уязвимостью.
По данным аналитиков ПСБ (Промсвязьбанк), в прошлом году "Норникель" потерял 37% чистой прибыли, по сравнению с 2021-м годом прибыль компании сократилась в 4 раза, а рентабельность опустилась до минимума с 2013 года.
Министр экономического развития Максим Решетников уже заявил, что вскоре бизнесу может потребоваться реструктуризация долга, и в связи с этим в правительстве готовится новая версия закона о банкротстве. По оценкам ЦМАП, сейчас под угрозой банкротства находится предприятия, на которые приходится почти четверть всей выручки в российской экономике, на будущий год эта цифра может увеличиться до трети.