Ссылки для упрощенного доступа

Театральный переполох в Северной Осетии


Новая постановка "Фатимы" во Владикавказе
Новая постановка "Фатимы" во Владикавказе

Постановка знаменитой кавказской поэмы в североосетинском театре вызвала дискуссию о контроле над культурой

Новый министр культуры Северной Осетии Руслан Мильдзихов предложил возродить при театрах общественные художественные советы, которые бы оценивали постановки перед их показом зрителю. Такая инициатива была воспринята обществом неоднозначно. В социальных сетях подобное предложение сразу же окрестили цензурой. Было негативно воспринято и то, что о возрождении подобных советов министр заявил во время обсуждения спектакля Северно-Осетинского академического театра им. Тхапсаева (СОГАТ) “Фатима”, который жители республики приняли на ура.

Новый министр и новая “Фатима”

В Осетинском театре к спектаклю готовились давно и тщательно. Проект инициировал сам худрук СОГАТ Казбек Губиев. Он признался, что после нашумевшего одноименного фильма 1958 года было волнительно ставить его на сцене, однако театр рискнул. Рискнул и не прогадал. Постановка “Фатимы” стала одной из нашумевших премьер сезона: все четыре спектакля были аншлаговыми.

Несмотря на хорошие отзывы о постановке в СМИ и соцсетях, нашлись и те, кому он пришелся не совсем по вкусу. Один из них министр культуры Руслан Мильдзихов, которого смутили “некоторые мизансцены”.

поэма - не официальный документ, а художественное произведение

Стоит отметить, что “Фатима” - один из первых спектаклей, который он посетил в статусе министра. Примечательно и то, что вопросы и замечания у Мильдзихова появились не после премьеры, а пару недель спустя.

“Мне кажется, министру очень надо испортить общественное мнение о спектакле. А ради чего я понять не могу”, - поделился с "Кавказ.Реалии" режиссер спектакля Тамерлан Сабанов.

Так, по словам министра, он не понял, почему в постановке история не о черкесах, как у Коста Хетагурова, по произведению которого была и написана пьеса для спектакля, а об осетинах. Его также интересовало, почему перед поединком главные герои - Джамболат и Ибрагим - молились на коленях, тогда как ритуал молитвы у осетин другой.

Сам Сабанов сказал “Кавказ.Реалии”, что поэма - не официальный документ, а художественное произведение, а неточности можно обнаружить и в трудах великих писателей. Он также поделился, что после обсуждения “Фатимы” попросил Мильдзихова закрыть дебаты о спектакле, так как “очень легко разрушить творческую атмосферу в театре”.

“Я не знаю, почему разгоняется волна вокруг этого спектакля. Мне очень обидно и досадно, потому что сложно было выпускать его. Очень большого труда стоило создавать эту атмосферу вокруг постановки и внутри его. Артисты, которые заняты в спектакле, прониклись им и очень ответственно подошли к работе”, - сказал Сабанов.

От худсоветов до цензуры один шаг?

Несмотря на то, что возрождение художественных советов при театрах многими деятелями культуры было воспринято как попытка возврата к советской цензуре, сами работники СОГАТа пока положительно отзываются об этой инициативе.

“В цензуру это никак не может перерасти, потому что сейчас не советское время. Художественные советы нужны. Каждый режиссер пытается сделать так, чтобы спектакль был лучше. Никакой адекватный и профессиональный режиссер никогда против хороших предложений не пойдет”, - уверяет Сабанов. Режиссер убежден, что советы и замечания должны быть высказаны до премьеры, а не после.

Директор молодежного театра “Амыран” Дзамбулат Сидаков частично соглашается с коллегами. Он убежден, что сторонний взгляд поможет избавить режиссера от оплошностей, так как у членов худсоветов самих театров со временем “замыливается” глаз.

Никто не может вмешиваться в художественное решение режиссера, это его самостоятельная единица, его видение. А если кто-то хочет, то это его право на новую постановку

“Это хорошая стирательная резинка которой можно исправлять ошибки. Если смочь уместить в худсовет людей, которые бы очень четко поймали середину между хорошей рекомендацией и влиянием на режиссера, как некий запрет и цензура, то было бы замечательно”, - поделился Сидаков с "Кавказ.Реалии".

Менее оптимистичен художественный руководитель ТЮЗа “Саби” Владислав Колиев. Так, по его мнению, у членов подобных советов мнение о постановке будет субъективное. Кроме того, замечания, которые последуют на разборе спектакля, не исправить мгновенно. На это нужно будет дополнительное время. “Никто не может вмешиваться в художественное решение режиссера, это его самостоятельная единица, его видение. А если кто-то хочет, то это его право на новую постановку”, - заключил Колиев.

XS
SM
MD
LG