Ссылки для упрощенного доступа

Солтаев против правозащитников и "категории" детей в азовской школе. Итоги недели


Омбудсмен Чечни Мансур Солтаев
Омбудсмен Чечни Мансур Солтаев

Арест очередного "украинского агента" на Ставрополье, дискриминация школьников в Ростовской области, развитие в деле беглянки из Чечни Айшат Баймурадовой и гибель на войне осужденного полицейского из Северной Осетии – об этом и не только в 260-м выпуске еженедельного информационного подкаста Кавказ.Реалии.

Чеченский омбудсмен против правозащитников | #260
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:17:10 0:00
Загрузить файл

Слушайте подкаст там, где это удобно вам:

Нам важна ваша поддержка! В условиях ограничений на доступ к платформам в России ваша активность играет ключевую роль. Если вам удобно и безопасно, поставьте лайк, оставьте комментарий и подпишитесь на наш YouTube или Telegram. Это поможет нам продолжать работу и делиться важной информацией. Спасибо!

"Украинский агент" на Ставрополье

Федеральная служба безопасности России заявила о задержании в Ставропольском крае очередного предполагаемого агента украинских спецслужб. Согласно официальной версии, он планировал теракт в городе Георгиевске. Данных из независимых источников, которые могли бы подтвердить эти подозрения, нет.

ФСБ показала кадры оперативной съемки, снятые в строительном и цветочном магазинах – там, как утверждается, подозреваемый покупал компоненты для самодельного взрывного устройства. Затем его сняли у предполагаемого тайника.

После задержания житель Георгиевска дал признательные показания и заявил, что сам предложил помощь украинской разведке на неком интернет-форуме. ФСБ скрыла его лицо на кадрах оперативной съемки, неизвестно даже имя подозреваемого; при каких обстоятельствах он давал признательные показания – тоже неизвестно.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров заявил, что очередной подозреваемый уже арестован. Ему вменяют статью о приготовлении к теракту, она предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.

ФСБ регулярно заявляет о задержаниях предполагаемых "агентов Киева", при этом правозащитники проекта "Первый отдел" указывали на случаи, когда сотрудники российских спецслужб сами провоцировали граждан на контакт, выдавая себя за представителей украинской разведки – чтобы затем "раскрыть" спланированное ими же преступление.

При этом настоящие диверсии продолжаются: одной из последних стал взрыв у воинской части в Ставрополе вечером 22 октября. Главное управление разведки Минобороны Украины взяло на себя ответственность за произошедшее и заявило, что убиты как минимум трое российских десантников. Как утверждается, операция была организована при поддержке некоего "движения освобождения Кавказа". Подтверждения этой информации из других источников нет.

"Категории детей" в азовской школе

В городе Азов Ростовской области директору школы объявили выговор за разделение детей во время приема пищи: им на столах ставили таблички с надписями "малоимущие" и "СВО" (от "специальная военная операция" – так российские власти называют полномасштабную войну против Украины). Питание для первой "категории" детей, судя по фотографиям, было заметно скуднее, чем для второй.

Дискриминацию здесь заметили даже сами российские власти. На ситуацию пожаловалась Екатерина Мизулина, глава занимающейся цензурой "Лиги безопасного интернета". Через несколько часов разделение детей прокомментировал губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь, назвавший практику "очевидной и грубейшей дискриминацией". Глава региона заявил, что директору школы объявлен выговор, а подрядчика, который организовывал питание, проверят на адекватность.

Как выяснил сайт Кавказ.Реалии, речь идет о средней школе №11 в Азове, при этом пользователи соцсетей утверждают, что схожее разделение детей практикуется также в других учебных заведениях и не только в Ростовской области.

Гибель Баймурадовой: ответ правозащитников

Независимые российские правозащитники направили коллективное обращение к властям и правоохранительным органам Армении с призывом провести открытое эффективное расследование гибели в Ереване бежавшей из Чечни Айшат Баймурадовой. По информации правозащитников, девушку убили в ночь на 16 октября. Через несколько дней в МВД Армении подтвердили информацию о ее смерти. После этого власти Чечни начали информационную кампанию против кризисных групп, которые помогают жителям Северного Кавказа. Лицом этой кампании стал Мансур Солтаев, имеющий статус республиканского уполномоченного по правам человека.

Сначала чеченский омбудсмен бездоказательно обвинил неназванных им волонтеров в убийстве Баймурадовой, а также в том, что они якобы выкрали из Чечни Седу Сулейманову – это еще одна беглянка, которую родственники силой вернули домой и, вероятно, убили. Последний раз ее видели два года назад в компании все того же Солтаева. С тех пор он игнорировал призывы рассказать, что произошло с Сулеймановой. Российские правоохранительные органы возбудили дело об убийстве девушки только после тысяч гражданских обращений, но до сих пор уклоняются от расследования.

В конце прошлой недели Солтаев обнародовал несколько аудиосообщений убитой в Армении Айшат Баймурадовой и обвинил правозащитников в том, что они якобы обманом вывезли девушку из России, а затем забрали у нее деньги и документы. Откуда у чеченского омбудсмена доступ к переписке беглянки, он не объяснил. Согласно переводу голосовых сообщений Баймурадовой с чеченского языка, в них говорится о деньгах и конфликте с некими волонтерами. Однако по этим отрывкам нельзя понять, что именно стало причиной разногласий и кого они касаются; о вывозе из России против воли и изъятии документов в этих сообщениях речь вовсе не идет.

Сайт Кавказ.Реалии на этой неделе опубликовал подробный разбор обвинений со стороны Солтаева. Известно, что Баймурадовой помогали как минимум две кризисные группы, – "СК SOS" и "Марем". Там утверждают, что ситуация, когда у подзащитных забирают деньги или документы, в работе этих кризисных групп просто невозможна. Напротив, волонтеры сами оплачивают эвакуацию и помогают беглянкам финансово: снимают жилье, дают деньги на продкуты.

Основательница "Марем" Светлана Анохина рассказала редакции, как проходила эвакуация Баймурадовой и о каких конфликтах девушки с волонтерами может идти речь в публикациях Солтаева:

"Эвакуировали ее в январе 2025-го, потому что нам казалось, что кейс очень сложный, нам нужно к нему тщательно готовиться. Близость Айшат к чеченской власти нам была известна, и мы опасались, что ее будут преследовать. Но, на удивление, все прошло достаточно ровно. После того как мы переслали письма Айшат ее отцу и мужу, получили ответ: "Ты нам не нужна, тебя больше для нас не существует, ты для нас умерла". Нас вполне устраивал этот ответ, Айшат – тоже.

Как-то подтвердить, что она уехала добровольно… Я даже не знаю, что на это сказать. Есть у нас обращения ее, есть подписанные ею заявления о просьбе взять ее в программу, есть переписка на протяжении года, когда шла подготовка к эвакуации, есть ее голосовые, когда она сильно огорчается, что эвакуацию в декабре 2024 года отменили, потому что мы сочли, что не все достаточно проработано. Есть ее голосовые, опять же, с благодарностью и рассказом, как она счастлива оказаться на свободе, там, где ее не преследуют и где никто не нависает над ней с угрозами. И о том, самое главное, что она хочет стать волонтером, а потом правозащитницей и сама организовать свою команду, чтобы помогать женщинам Северного Кавказа.

По поводу денег: мы никогда не берем денег у подзащитных за свои услуги. То есть мы оплачиваем и билеты их, и проживание на какой-то период, и выдаем деньги на то, чтобы они могли покупать продукты и прочие необходимые предметы – ту же самую бытовую химию и все прочее. Оплачиваем документы, пошлину, за них тоже мы.

Но я знаю, да, что у Айшат было как минимум, мне известно, о двух случаях конфликтов из-за денег. Один раз она писала нам, что у нее украли деньги – непонятно где и кто, она не конкретизировала. И второй раз у нее была проблема с какой-то волонтеркой, которой она свои деньги передала на хранение. Потому что та то ли потеряла, то ли потратила бабки. Я не могу уверенно говорить, но отдавать она их могла только частями, а Айшат это не устраивало – она настаивала на том, чтобы деньги были отданы все. И, насколько я знаю, деньги были возвращены. И я слышала, что есть расписка о том, что деньги были возвращены".

По словам Анохиной, реакция чеченских властей на гибель Баймурадовой была ожидаемой – в Грозном, говорит она, всегда винят неких "внешних врагов". Об этом же говорит и пресс-секретарь "СК SOS" Александра Мирошникова:

"Реакция чеченских властей, Солтаева, достаточно ожидаема, на самом деле. Я бы не сказала, что в этом есть что-то новое. Когда Седа Сулейманова только пропала, тоже было множество заявлений о том, что с ней все хорошо, что это правозащитники ее похитили, вывезли, обманули, а потом вот она вернулась домой и очень счастлива находиться дома. Вот там Мансур Солтаев с ней общается – то есть тоже была такая волна публикаций о том, что все отлично, а мы, правозащитники, просто так поднимаем панику. Тут точно такое же, только в этот раз это произошло в Армении. И, возможно, у чеченских властей появилось какое-то желание как-то оправдаться и не ввязываться в конфликт с властями или правоохранительными органами Армении. Все-таки убийство на территории чужой страны – это достаточно существенно.

Плюс мы не знаем, действительно ли это убийство как-то связано с кадыровцами или с чеченской властью. Мы не Мансур Солтаев, мы не можем делать предположения вот так вот из воздуха и обвинять людей в чем попало. Мы не знаем. И, возможно, это были, например, какие-нибудь религиозные фанатики, какие-то частные лица, которых Айшат как-то задела в своих публикациях в соцсетях. Может быть, кадыровские власти и сами впервые узнали об этом убийстве из новостей. И поэтому, возможно, испытывают некоторую панику, что это убийство можно связать с Чеченской республикой. Тем более что те, кого подозревают в убийстве, уехали в Россию".

Политолог Руслан Айсин, комментируя реакцию чеченского омбудсмена, указывает, что его должность абсолютно неадекватна тому, чем он занимается:

"Я думаю, что Солтаев, собственно, и нужен кадыровскому режиму ровным счетом для того, чтобы прикрывать такого рода дела, акции. И поэтому он в роли главного правозащитника от властей занимается, по сути говоря, кошмариванием, закошмариванием людей, всех тех, кто критикует кадыровский режим. Сама по себе его должность, конечно, абсолютно неадекватная тому, чем он занимается.

И в целом можно сказать, что на воре и шапка горит, когда он слишком рьяно говорит, обвиняет кого-то еще. Понятное дело, даже человек, который далек от политики, от кавказских дел, прекрасно понимает, что некие волонтерские организации к этому трагическому действу не причастны. Они занимаются своей деятельностью. А вот как раз таки много случаев того, как мы понимаем, как критики режима кадыровского расплачивались или своими жизнями, или здоровьем. Поэтому эта история вполне такая стандартная, хоть и, конечно, трагическая, с летальным исходом, но в целом она укладывается в логику действия кадыровских властей. К тому же Айшат действительно активно критиковала Кадырова и, как говорят, опять-таки здесь, дабы не быть голословным, мы ссылаемся на те факты, которые были представлены активистами, что, дескать, она как-то связана родственными узами с окружением Кадырова. Это, конечно, еще более сгущает над режимом Кадырова в этом вопросе тучи, потому что свои-то всегда более опасны, свои критики более опасны, чем критики внешние".

В заключение темы еще одна новость из Чечни: на этой неделе было принято решение создать в Грозном Путинский суд – в одноименном строящемся жилом районе. Убийство в Армении Айшат Баймурадовой, гражданки России, федеральные власти не комментировали.

Приговор за пытки в "рехабе"

В Пятигорске директора, двух сотрудников и одного клиента "реабилитационного центра" для наркозависимых приговорили к колонии общего режима на сроки от двух до трех с половиной лет – за истязание пациентов с особой жестокостью. Один из них, 29-летний Артем Хоменко, скончался весной прошлого года.

"Рехаб" в Пятигорске, о котором идет речь, называется "Здоровый Кавказ". О приговоре его сотрудникам сообщила прокуратура Ставрополья. По версии обвинения, в центре, который открыли в 2022 году, в течение двух лет применяли к клиентам физическое и психологическое насилие, связывали их и запирали в комнатах.

Говоря о других издевательствах в клинике, клиенты заявляли, что их заставляли по несколько часов проводить в ледяной воде, заковывали в наручники и били. Некоторых, как и погибшего Артема Хоменко, лишали движения, завернув в ковер и обмотав его скотчем: пытка могла продолжаться от нескольких дней до недель.

Частные "реабилитационные центры" распространены на Северном Кавказе, чаще всего сообщения о нарушениях в них поступают из Дагестана. Подобные "рехабы" используют в том числе для "исправления" ЛГБТ-людей и просто слишком свободолюбивых, по мнению их родственников, девушек и юношей.

Судьбы участников войны против Украины

На войне в Украине убит бывший оперативник полиции Владикавказа Алан Хохоев. В 2021 году его осудили за пытки задержанного Владимира Цкаева, который в итоге погиб. О смерти Хохоева пишет Ossetia News. С апреля этого года 36-летний бывший сотрудник МВД считался пропавшим без вести, позже удалось найти его тело.

В 2021 году Хохоев и еще девять его коллег получили реальные сроки за пытки и убийство задержанного. Алану Хохоеву назначили наибольший срок – десять с половиной лет колонии строгого режима. Однако в марте 2023 года суд в Пятигорске отменил приговор и вернул дело на новое рассмотрение. Формально причиной стало отсутствие адвокатов на некоторых заседаниях, пишет телеграм-канал "Сапа 15". На первое слушание после пересмотра подсудимые не явились.

Владимир Цкаев был доставлен из дома на допрос в Иристонский отдел полиции Владикавказа 31 октября 2015 года. На следующий день родственники нашли его тело со следами многочисленных травм в городском морге. 2 ноября близкие Цкаева вышли на митинг к дому правительства и МВД с требованием прояснить причины его смерти. Последняя судебно-медицинская экспертиза установила, что возможная причина гибели – закрытая черепно-мозговая травма. Изначально судмедэксперты делали заключение об асфиксии – нехватке кислорода в результате удушения пакетом.

Вдове Цкаева удалось добиться начала судебного процесса над полицейскими только спустя три года. Уголовные дела были заведены в отношении 10 сотрудников правоохранительных органов. Их обвиняли в превышении должностных полномочий, служебном подлоге и причинении смерти по неосторожности.

Еще один участник войны против Украины, Сергей Крившенко, как стало известно на этой неделе, стал заместителем министра образования и науки Краснодарского края. Как сообщается, он займется "патриотическим воспитанием" детей.

Подпишитесь на подкаст Кавказ.Реалии:

XS
SM
MD
LG