Скрытая "прямая линия" главы Чечни, "диверсанты" на юге России и компенсации активистам Навального из Краснодара, Волгограда и Ростова – об этом и не только в 267-м выпуске еженедельного подкаста Кавказ.Реалии.
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
Нам важна ваша поддержка! В условиях ограничений на доступ к платформам в России ваша активность играет ключевую роль. Если вам удобно и безопасно, поставьте лайк, оставьте комментарий и подпишитесь на наш YouTube или Telegram. Это поможет нам продолжать работу и делиться важной информацией. Спасибо!
"Представители" Кадырова в Германии
Люди из окружения главы Чечни Рамзана Кадырова могут иметь доступ к немецким портам, железнодорожным узлам и другим важнейшим инфраструктурным объектам Германии. Об этом на неделе рассказали журналисты The Insider и Der Spiegel. По их данным, в Гамбурге официально работают компании, которые занимаются охраной логистических объектов и принадлежат кадыровцам, в свое время получившим убежище в Европе, но продолжающим регулярно приезжать в Россию.
Согласно расследованию, до 2020 года представителем Кадырова в Германии был Тимур Дугазаев. Он приехал в страну в начале 2000-х как беженец, в 2011-м получил гражданство, а с 2014-го стал регулярно летать в Чечню и наоборот: сам встречал в Германии высокопоставленных гостей из республики, например, бывшего командира отряда быстрого реагирования "Терек" (ныне "Ахмат") Абузайда Висмурадова, который теперь занимает в Чечне пост вице-премьера и уже несколько лет находится под санкциями США и Евросоюза за нарушения прав человека у себя на родине.
В 2020 году Дугазаев, пишут журналисты, тоже попал под американские санкции и вернулся в Чечню. Тогда место "главного кадыровца в Европе" занял его соратник – Хусейн Агаев. Немецкие СМИ писали о нем как о представителе главы Чечни еще прошлой осенью, обратил внимание сайт Кавказ.Реалии. Агаева заприметили после так называемого съезда народа в республике, где его указали в качестве "представителя чеченской диаспоры в Германии"; на своей странице в инстаграме он публиковал фотографии в обнимку с Кадыровым.
Агаев, по данным The Insider, бывает в Чечне каждый год – так же как и его сын Селим, прописанный на проспекте имени Путина в Грозном. Старший Агаев руководит логистической компанией Rim-Group, которая работала в крупнейшем немецком порту в Гамбурге. Кроме того, его окружение связано и с другими логистическими компаниями, работающими по всей стране. Агаев-младший представляет гамбургский спортивный клуб "Роланд", бойцы которого участвуют в крышевании криминального бизнеса, утверждают журналисты со ссылкой на источник в полиции.
Ранее стало известно о еще одном предполагаемом "человеке Кадырова" в Германии – это Мурад Дадаев. Он – брат человека, осужденного за убийство противника главы Чечни в Вене. Сейчас Дадаев является членом ультраправой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) – самой популярной политической силы в стране, согласно последним опросам. Мы подробно рассказывали о нем в предыдущем выпуске.
Скрытая "прямая линия" главы Чечни
Власти Чечни скрыли полную запись самой короткой "прямой линии" с главой республики. Перед этим общение Рамзана Кадырова с журналистами и местными жителями несколько раз переносили – предположительно, из-за ухудшения состояния его здоровья. Сам он подозрения о тяжелой болезни отвергает.
"Прямая линия" Кадырова прошла 14 декабря. О том, что ее переносили "из недели в неделю", до этого сообщало издание "Вёрстка", называя причиной ухудшение состояния здоровья руководителя республики. Об этом же говорил оппозиционный чеченский блогер Тумсо Абдурахманов. В итоге "прямая линия" Кадырова все же состоялась, но стала самой короткой из всех. Она продлилась два часа, при этом часть эфирного времени заняли выступления главы правительства Магомеда Даудова и муфтия Салаха Межиева, обратили внимание журналисты издания "Агентство".
Кроме того, после эфира республиканские государственные телеканалы так и не опубликовали полную запись ответов главы Чечни на вопросы – хотя записи предыдущих "прямых линий" доступны в пабликах чеченских и федеральных СМИ.
Сам Кадыров во время выступления назвал информацию о проблемах со здоровьем "сплетнями". Отвечая на вопрос, будет ли он избираться на новый срок в 2026 году, глава Чечни заявил, что он "сыт по горло этой властью", но пойдет на выборы – если ему это предложит президент России Владимир Путин.
Такую возможность в интервью телеканалу "Настоящее Время" прокомментировал Кирилл Мартынов, главный редактор "Новой газеты Европа":
"Есть некоторая проблема с тем, что действительно формально в Чечне состоятся в следующем году выборы. Наверное, если всё будет продолжаться в таком инерционном сценарии, Кадыров действительно в них будет участвовать. Это будет такая полумёртвая избирательная кампания, так же как была полуживая вот эта "прямая линия". Вполне вероятно, что Кадыров примерно в таком же состоянии через год ещё сможет продолжать имитацию своей деятельности. Это же не мешает ему и всем окружающим делать вид, что Кадыров и есть глава Чеченской республики.
Эта ситуация может быть вполне инерционной, если каких-то резких дальнейших изменений в состоянии его здоровья не произойдёт в ближайшее время. Это всё достаточно непредсказуемо. Это ещё история про то, что как раз, по данным наших источников, Кадыров не соблюдает предписания врачей. И сейчас к нему приставлены специальные такие кураторы из ФСБ, которые как бы следят за тем, чтобы он минимально эти предписания врачей соблюдал, для того чтобы не случилось самого худшего для российской власти, а именно действительно внезапной кончины Кадырова, которого по-прежнему нечем заменить в этом взрывоопасном регионе".
Целиком комментарий Мартынова слушайте в подкасте: таймкод – 05:23
Неподтвержденные сведения о болезни главы Чечни, которому сейчас 49 лет, появляются с 2019 года. В этом сентябре "Новая газета Европа" со ссылкой на источник в ФСБ писала, что болезнь Кадырова "неизлечима и прогрессирует". Руководитель республики стал реже появляться в кадре и участвовать в официальных мероприятиях, его речь и походка заметно изменились.
В начале декабря, еще до "прямой линии", Кадырову пришлось записывать видеообращение по поводу ударов беспилотников по Грозному – на этой записи видно множество монтажных склеек, хотя она длится всего около двух минут. Через пару дней глава Чечни появился перед камерами во время визита в республику начальника Росгвардии Виктора Золотова. Выступление Кадырова на награждении военных было сбивчивым: в репортажах официальных СМИ его речь либо вырезали совсем, либо показали частично и тоже с многочисленными склейками.
Жертвы после ударов украинских дронов
Продолжаются атаки беспилотников. В ночь на 18 декабря в Ростовской области из-за ударов более 10 человек пострадали и как минимум трое погибли – это два члена экипажа грузового судна, которое находилось в порту Ростова-на-Дону, и 50-летняя жительница Батайска. По неподтвержденным данным, в Ростове целью мог стать нефтеналивной танкер "Валерий Горчаков", который, предположительно, задействован в теневом флоте России и накануне прибыл из акватории Черного моря.
В ночь на 17 декабря после ударов БПЛА произошёл пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Славянске-на-Кубани в Краснодарском крае. Тогда же были повреждены две высоковольтные линии электропередачи, без света некоторое время оставались более 38 тысяч человек. Власти заявили о повреждении почти 40 домовладений и как минимум двух пострадавших.
Также на неделе сообщалось о возможном поражении российской подводной лодки в порту Новороссийска – в Киеве утверждают, что она "получила критические повреждения и, фактически, выведена из строя". Позднее появились спутниковые снимки причала: на них видны повреждения, которые в результате взрыва получил пирс. Подлодка "Варшавянка", носитель крылатых ракет "Калибр", о поражении которой заявила Украина, по-прежнему стоит на месте. Оценить реальный ущерб, который мог быть нанесен лодке, по фотографиям сложно. Однако они позволяют предположить, что прямого попадания в корпус субмарины не было. Россия утверждает, что никакой ущерб подлодка или ее экипаж не получили.
В ночь на 15 декабря массированной атаке подверглась Астраханская область, сообщалось о возгорании на газоперерабатывающем заводе.
ФСБ на неделе заявила о новых задержаниях подозреваемых в диверсиях и терактах, которые якобы действовали по заданию мошенников, представлявшихся сотрудниками правоохранительных органов. Задержания прошли в том числе в Волгоградской и Астраханской областях и на Кубани. Доказательства спецслужба не представила. Сами подозреваемые заявили, что телефонные мошенники похитили у них деньги. После этого с ними связались якобы лжесотрудники правоохранительных органов и склонили к сотрудничеству, угрожая возбуждением уголовных дел о финансировании ВСУ. Число задержанных в каждом из регионов, а также подробности вменяемых им преступлений ФСБ не раскрывает. По данным правозащитников, нередко за подобными уголовными делами стоят провокации со стороны российских силовиков.
Решение ЕСПЧ по делам активистов на юге
Тем временем Европейский суд по правам человека признал незаконным и политически мотивированным преследование российскими властями Фонда борьбы с коррупцией, политика Алексея Навального и сотрудников и волонтеров его штабов. В сентябре 2019 года в Ростове, Волгограде, Краснодаре и десятке других городов проходили обыски по возбужденному незадолго до выборов в Мосгордуму делу против ФБК – якобы об отмывании средств. Нынешнее решение ЕСПЧ касается жалобы 139 заявителей, всего суд обязал Россию выплатить им более одного миллиона 700 тысяч евро. Кремль с 2022 года отказывается выполнять предписания суда в Страсбурге.
Компенсации в размере 10 и 12 тысяч евро за незаконные действия российских силовиков присуждены активистам из Краснодара, Волгограда и Ростова-на-Дону – это Виталий Вотановский, Марина Цевашева, Вадим Кобзев, Валерия Дзбоева, Владислав Кульчицкий, Павел Щербина, Евгений Кочегин, Леонид Санкин и Ксения Середкина.
Во всех случаях было признано нарушение права заявителей на уважение частной и семейной жизни и жилища. Суд исходил из того, что обыски у активистов либо не были необходимы, либо проводились на основании формальных и шаблонных судебных санкций. На национальном уровне у заявителей отсутствовали эффективные средства правовой защиты, уточняется в решении ЕСПЧ. Апелляции в российских судах носили формальный характер и не позволяли реально оспорить ни законность обысков, ни их необходимость и соразмерность, ни связанные с ними последствия.
Подпишитесь на подкаст Кавказ.Реалии: