Ссылки для упрощенного доступа

"Продолжение имперской политики": казаки юга России на войне против Украины


Казаки в Ростове-на-Дону. Архивное фото
Казаки в Ростове-на-Дону. Архивное фото

Российское казачество, исторически известное как военное сословие, продолжает играть заметную роль в современных конфликтах, включая войну в Украине. Участие реестровых и добровольческих формирований во вторжении уже отразилось на его численности, а также проявило противоречия, связанные с его современным статусом и идентичностью в России. Редакция Кавказ.Реалии рассказывает, сколько казачьих подразделений принимают участие во вторжении в соседнюю страну и что отличает их от украинских "коллег".

К началу XX века казаки составляли 2,5% населения Российской империи и были единственным военно-служилым сословием. В период установления советской власти из-за массовых репрессий, расстрелов и депортаций казачество понесло серьезные потери и частично слилось крестьянством. С распадом СССР в 1991 году начался активный период реставрации казачества, которое поначалу носило декоративный характер, но в итоге стало серьезной политической и общественной силой на службе у Кремля.

Современное казачество можно разделить на две части: реестровые и этнические казаки. Первые официально зарегистрированы, но при этом не всегда имеют казачьи корни. Их численность в России на июль 2023 года оценивали в пределах 146 тысяч человек. Число тех, кто причисляет себя к казачеству этнически, может достигать пяти миллионов человек, сообщил нашей редакции ранее исследователь казачества, профессор Маскингамского университета Ричард Арнольд.

По мнению политолога и эксперта по Северному Кавказу Михаила Саввы, современное казачество – это очень сложное и противоречивое явление: "В империи все было просто: казачество – это сословие. Приписан к казачеству – ты казак. Не приписан – не казак. Говорить о каком-то едином казачестве в настоящее время просто не имеет смысла. После распада СССР казачье движение в Украине и России развивалось абсолютно по-разному. Ничего общего между этими течениями уже нет".

В 2022 году российские казаки приняли участие во вторжении в Украину, с каждым годом их численность на фронте только растет. Если в апреле 2022 года воевали пять тысяч реестровых казаков, то к концу года – уже в три раза больше, до 15 тысяч. К началу октября 2023 года с учетом ротаций и увольнений численность казаков на войне достигла 25 тысяч. Примерно две трети из них приходятся на крупнейшие казачьи войска: Терское, Кубанское и Донское.

Промежуточным итогом войны для казаков стало, по словам российских чиновников, снижения интереса у молодежи ко вступлению в общество. По официальным данным, с 2022 года в России стало на девять тысяч человек меньше. Относится ли все это число к потерям на войне, сказать невозможно.

Донское казачье войско

Участие во вторжении принимают, по оценке правительства Ростовской области, около 2,5 тысяч казаков Всевеликого войска Донского. Они воюют как в составе подразделений Минобороны, так и в добровольческих бригадах и отрядах.

Еще с 2014 года на стороне сепаратистов в Украине выступала так называемая "Казачья национальная гвардия Всевеликого войска Донского" (КНГ ВВД), членов котороймеждународные организации обвиняли в сексуальном насилии жителей Донбасса. С 2015 года гвардия находится под санкциями Евросоюза. Новых обвинений во время войны в Украине подразделению пока не предъявляли.

Казачья бригада "Дон", напротив, была создана в России в 2022 году именно для участия в войне против Украины. Бригада подчиняется "Союзу казачьих воинов России и зарубежья" и тесно связана с ЧВК "Редут".

6-я отдельная гвардейская мотострелковая Лисичанская казачья бригада имени Платова – это воинская часть российских сухопутных войск, которая дислоцируется на оккупированной части Луганской области Украины. В состав Всевеликого войска Донского входит также батальон "Вымпел" (БАРС-18). Одно из последних подразделений было сформировано в 2024 году – это именной мотострелковый батальон мотострелкового полка "Дон".

Кубанское казачье войско

Летом 2022 года военный комиссар Краснодарского края Александр Кузнецов заявил, что на фронте находятся более 1,5 тысяч добровольцев, большая часть из которых (около тысячи) – казаки. На март 2023 года численность Кубанского казачьего войска в Украине составляла 4,4 тысячи человек. В 2025 году с учетом ротаций на Кубани отчитывались уже о 10 тысячах "казаков-добровольцев" в Украине.

Из числа военных подразделений, сформированных кубанцами, можно назвать пять казачьих: отряд имени атамана Захария Чепеги (БАРС-1) был сформирован в 2022 году; отряд "Кубань" (БАРС-11) получил название казачьего в феврале 2025 года; отряд специального назначения "Кубань" (БАРС-16); отряд им. Ильи Муромца (БАРС-20) и один из последних – БАРС-38 "Гроза".

Терское казачье войско

Отличительная черта Терского казачьего войска заключается в том, что здесь служат казаки всех войск. Основным подразделением тут считается батальон "Терек", который появился летом 2022 года – с такой инициативой выступил полномочный представитель президента в СКФО Юрий Чайка.

За первый год существования батальона через него прошли 1250 казаков-добровольцев. К лету прошлого года это число достигло уже более шести тысяч человек. Из-за того, что желающих воевать оказалось больше чем планировалось изначально, было решено создать на основе батальона казачью бригаду "Терек". Позже внутри уже этой бригады образовали отряд "Гребенской" – здесь "служат" представители всех воск, которым уже более 50 лет.

По инициативе главы Дагестана Сергея Меликова в 2023 году появился интернациональный добровольческий батальон "Каспий", который также входит в "Терек".

На войне есть и другие подотчетные Терскому казачьему войску подразделения, к примеру, казачий батальон "Скиф" (БАРС-35) – добровольческая структура в составе Вооруженных сил России.

Каждый своей дорогой

С 2022 года российское и украинское казачество, единое в прошлом, оказалось по разные стороны баррикад и теперь воюет друг против друга. Почему казаки не стали объединяющим общим знаменателем для двух стран, способным предотвратить войну, нашей редакции объяснил сотрудник украинского Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности, эксперт по Северному Кавказу Максим Майоров. Он обратил внимание на разное наследие казачества в двух странах.

"В России казаческие движения так или иначе привязаны к территориям войск – Северному Кавказу, Уралу, Сибири. Часто казаки видели свою роль в продолжении имперской политики "сдерживания" коренных народов. Современная российская власть создала правовое поле для деятельности таких локальных замкнутых общин на "государевой службе". В Украине же казацкое наследие является своего рода общенациональным мифом, исторической вехой развития нации и государственности, вне зависимости от места проживания и сословного происхождения. Есть и отдельные казаческие товарищества, но это именно небольшие общественные организации, не уполномоченные государством, как в России", – рассказывает Майоров.

Он указывает на то, что в начале 1990-х годов между казаками двух стран были даже "братания", но сближению мешали разные характеры и масштабы обществ: "В итоге произошла экспансия российских казачьих организаций на украинскую территорию, в частности в Крым. Это были политические силы с антизападной повесткой, в итоге проявившие себя как "пятая колонна" в 2014 году. И теперь "казацкие" формирования российской армии воюют против армии украинского "казацкого", украинского народа".

  • Бывшего заместителя губернатора Краснодарского края, атамана Кубанского казачьего войска Александра Власова арестовали на два месяца – его обвиняют в хищении денег, выделенных на войну против Украины. За день до задержания он заявил об отставке и решении отправиться на фронт в составе бригады "Кубань".
  • На Владимира Мелихова, владельца частного музея донского казачества в Ростовской области и "Музея антибольшевистского сопротивления" в Подмосковье, составили административный протоколпо статье о распространении экстремистских материалов. В музеях снова прошли обыски – последний провели год назад.


XS
SM
MD
LG